За окном беснуется февраль. Что ни день, то буран, а потом дождь и опять мороз. В прежние годы при таком обилии снега в селе уже бы говорили: ну, ребята, пора нам вертеть дырки для орденов. Птиц кормлю за окном — едва не выхватывают семечки из рук.
А в городе в такую погоду пожилому человеку лучше сидеть дома и беречь свои ноги. Где-то прогнали трактор и там можно ходить. А рядом сугробы, как в тайге, или месиво сырого снега, в котором вязнет вездеход. Да даже там, где проехал трактор, ходить опасно, можно запросто загреметь в травматологию. Он же не до плитки чистит, а так, чтобы обозначить, что где-то здесь есть тротуар. И до этой условно-досрочно почищенной дороги еще надо добраться из своего двора, а там в сугробах… дворник не валялся. Представляю, во что это выльется, когда пригреет солнце.
Но не будем сыпать соль на старую рану, заметны хотя бы попытки сделать город проходимым. Вернемся к более тонким материям, которые всегда у нас почему-то на задворках. Вроде как есть и поважней дела, а тут… И я даже не про целину опять, а про другое. Да, именно другое, но тоже очень дорогое. Я про блокаду Ленинграда вспомнил, такого далекого для нас города, в который даже поезд отменили. Дорого это, не окупался поезд, да и машинисты уставали.
В эти дни исполнилось 80 лет со дня прорыва той блокады.
А в июне 1941-го эшелон с первыми призывниками из Кустаная, сотни наших лучших парней, ушел именно в Ленинград, и мало кто вернулся домой. Разве что именем на мраморной стене в парке Победы. Мой отец был там, с первого и до последнего дня блокады. На том самом Невском пятачке, откуда пытались прорвать эту удавку на шее города, наброшенную немецкими войсками. И будущий мой тесть воевал там, но в другом месте, охранял на Ладоге Дорогу жизни.
Отец, помню, гордился не только медалью «За оборону Ленинграда», но и значком «Ветерану Невской Дубровки». Значок вручали тем, кто выстоял и выжил на том пятачке. Зашел в интернет, посмотреть, как он выглядит, и попал на торговлю наградами. Значок такой стоит 400 — 500 рублей. Молчу, что тут комментировать? Однажды отец сказал мне, что его портрет запросил музей блокады Ленинграда. И вот однажды летним днем с женой и одним из сыновей идем в этот музей, с надеждой увидеть тот самый портрет.
Ничего, понятное дело, не нашли, экспозиции в музее меняются постоянно, и тем летом все экспонаты были о детях блокадного Ленинграда. Тот самый дневник Тани Савичевой. Памятные по книгам слова «Умерли все. Осталась одна Таня». И много экспонатов о том, как город пытался спасти своих детей. А они ведь не только выживали, но и на крышах дежурили, фашистские «зажигалки» тушили. Я всматривался в фотографии и в каждом солдате у артиллерийского орудия мне виделся отец.
А вот еще одна тема, которая цепляет меня постоянно, не только зимними вечерами у телевизора. Как ни включу его, всегда попадаю на короткие ролики, условно говоря, «Вместе мы справимся». Знакомые слова, правда? Безумно жаль ребятишек, приговоренных болезнью, а каково родителям, которые вынуждены идти по миру ради их здоровья? Такая беда может случиться с каждым и не всегда есть шанс собрать эти деньги.
А ведь если подумать, да еще подключить сострадание, то можно раз и навсегда избавить родителей от унижений, а детей от страха ухода из жизни. В нашем государстве есть разные фонды, у которых масса великих целей и мудрых дел. Наверное, я наивный человек, и совсем не специалист в экономике. Но вот едва ли не каждый день читаю новости о возвращении государству незаконно выведенных денежных средств и активов. Проще говоря, украденных у нас и возвращенных денег. И только один раз заметил фразу: возвращение и распределение их по экономике. Читаю, и одна мысль все чаще приходит в голову. Может быть безумная, с точки зрения специалистов.
Зачем по крохам собирать то, что и так есть? Миллиарды тенге, которые украли, а потом вернули и кто-то куда-то их распределяет. Наверное, на пользу государству и обществу, на важные дела, словом. А есть ли у государства более важное дело, чем здоровье детей? Я вот как-то не вижу, что возвращение украденного принесло мне что-нибудь, кроме чувства морального удовлетворения. А этих несчастных детей и униженные просьбы о сборе денег вижу каждый день. Что мешает однажды создать фонд, который возвращенные миллиарды пускал бы не в мифическую экономику, а на лечение этих детей?
Продолжу крамольные мысли. Вот вернули государству миллиарды, и как это сказалось на нашей повседневной жизни? Что-то подешевело на прилавках наших гастрономов? С трудом представляю, как сегодня живет одинокий человек с минимальной пенсией, да еще, не дай бог, с букетом болезней. Наши аптеки – вот уж кто не бедствует, лекарства дорожают быстрей конины. И если экономика крепнет, в том числе и от этих вливаний, то почему так дорожает коммуналка?
*А настроение как обычно поднимает вечером хорошая книга, даже если за окном беснуется буранный и дождливый февраль. В такую погоду читать ее даже уютнее и теплее. На целую серию интересных книг наткнулся случайно, бродя по интернету вокруг темы участия казахов в Отечественной войне 1812 года. Само собой попал на легенду о конном войске в 90 тысяч сабель, которое прислали по призыву императора Александра I все три казахских жуза. Убедился, что все это сильно преувеличенно, хотя – да, участвовали, и подвиги совершали, и есть конкретные имена.. И попал на книги Юлии Яковлевой, которая в ретро-детективах описывает те самые события. Писатель, искусствовед, журналист, большой знаток прошлых лет, до мельчайших деталей, о которых мы понятия не имеем.
Если в вашем учебнике истории еще была та Великая война, да в памяти остался фильм «Гусарская баллада», или стих классика про Бородино, то вы меня поймете. «Да, были люди в наше время…» А люди-то были разные, ведь еще никто не отменял крепостное право, и человека продавали и покупали, как скотину. И когда армия Наполеона перешла границу, ее встречали по-разному. Далеко не все крестьяне побежали в леса партизанить. Бывало, сначала грабили и поджигали именье ненавистного барина, а потом шли служить оккупантам. Богатые дворяне побросали имения и побежали в Москву, на свои зимние квартиры. Уж Москву-то Кутузов не сдаст!
А многие за бесценок продавали свои московские дома и бежали дальше, вглубь страны. И нашлись ловкие люди, которые эти дома за бесценок скупали, в надежде разбогатеть. А Кутузов Москву сдал, Наполеон разграбил и сжег белокаменную. Вот на фоне таких декораций разворачиваются события в этих увлекательных книгах. «Нашествие», «Бретёр», «Таинственная невеста», и почти в каждой в сюжет вплетаются знакомые по роману «Война и мир» имена: Безухов, Болконский, Ростова, Курагин. Хочется снова взять эту книгу в руки, и перечитать то, что торопливо листал в школе.
А мне показалось, что в мире стало теплее. Хотя морозы уже до печенки достают...