Ну какое может быть настроение после такого половодья? Повсюду только и разговоров, что о большой воде, которая затопила, смыла, унесла нажитое.
При этом часто пишут, что никогда такого паводка не видели, хотя живут здесь с самого рождения. А я уже видел такой разлив, когда от Заречного до самого Кустаная было одно большое зеркало воды. Было это в конце пятидесятых годов, город Рудный только строился, и Каратомарская плотина тоже. Никто сток воды не регулировал, вот река и раздавалась во всю ширь после снежной зимы. И я не просто помню, как это было, но и фотографировал тот разлив.
Местами вода подходила к дорогам и тополям у реки, но жилье и сараи не трогала, поселок стоял высоко на берегу. Спасибо полковнику Рюбину, основателю Заречного, в 1884 году он выбрал правильное место для него и конного завода. Разгул стихии я фотогравировал на свой первый аппарат «Смена», который стоил, помню, рублей десять. Каким-то чудом сохранилась старая пленка, и ее удалось оцифровать.
На снимке виден разлившийся Тобол, вернее, старое русло реки, мальчишки на берегу, женщины, кусочек поселка. Камера была, конечно, не самая лучшая, но все же можно кое-что разглядеть. Мальчишки, мои сверстники, одеты в то, что удалось купить в местном сельпо или сшить на машинке дома. На одном вижу школьную фуражку, видно, она служила и в праздники, и в будни. Женщины не в ватниках, конечно, но в каких-то допотопных кацавейках, такие сейчас и в огород не оденут.
Бедновато жили наши родители или дедушки с бабушками, не шиковали. Но то, что они делали, переделывать не надо было. И плотины, поставленные тем поколением, держат воду и сегодня. Имею в виду Каратомары, хотя, признаюсь, были опасения, когда пришел час пик. Но плотина устояла. А в Орске была не плотина даже, а какая-то земляная насыпь, как выясняется, построенная в 2014 году. И она не выдержала, и город Орск, второй по величине город в Оренбургской области, утонул. Что делать людям, которые враз остались без всего, бомжами?
На ту дамбу в Орске был выделен почти миллиард рублей. Куда они девались, большой вопрос, но ведь и нас не миновала чаша сия. Интернет переполнен стоном и плачем несчастных казахстанцев, которые потеряли всё: жилье, имущество, скот, домашних животных и даже утонувших детей. Говорят, это все выдумки, съемки недругов, которые пытаются раскачать ситуацию. Но не похоже на актерскую игру, люди в отчаянии, это не сыграешь. Хотя да, рядом стоят такие гнусные ролики, что от них так и несет провокацией.
Самое начало разгула стихии я снимал на камеру, тогда казалось, что тремя экскаваторами можно спасти положение. Но река вышла из берегов, совсем как в конце пятидесятых. О том, что она творит, опять же рассказывал интернет, и так неуютно было на душе. Спасатели, полиция, тысячи добровольцев, простые костанайцы, вышли на дорогу и всю ночь укладывали мешки с песком, чтобы спасти ее от перелива. Очень хотелось быть там, и если не тягать мешки, то хотя бы заснять эту работу на камеру. Нет, все-таки наши люди не стали хуже, не всех еще испортил дикий капитализм. Наши и помогут, и чужую кошку спасут, и термос с чаем принесут добровольцам. Кстати, спасенная кошка на снимке еще из восьмидесятых годов, с другого паводка.
Когда вода начала спадать, проехал до Тобыла, бывшей Затоболовки, еще раз вживую посмотрел на эту запруду из мешков. Какой труд, сколько затраченных усилий, низкий вам поклон, дорогие земляки. Я знаю, что нигде больше нет таких людей, как у нас, в Костанае. Вас не надо было так уж сильно звать на баррикады, вы сами пришли спасать свой город. И никто ничего не требовал в уплату за свой труд.
На фоне этих поистине драматических событий совершенно отвратительно смотрятся бесконечные разборки в интернете среди власть и деньги имущих. Пока простые люди спасают себя и свое небогатое добро, где-то идут суды, посадки, кто-то кого-то убил, украл, взял взятку и некрасиво потанцевал на тое. Пир во время чумы! Если кто-то считает этих людишек элитой страны, то для обычных людей они отбросы общества, пиявки. Стоило ли суетиться, покупать по три диплома, один обязательно зарубежный, чтобы так позориться? Не все в этой жизни можно купить, жаль, забывают иногда такую простую истину.
Конечно же, не удержался, проехал дальше, посмотрел, что творится в лесу. Там тихо, местами еще снежок лежит, в озерцах талой воды плывут облака. Прямо здесь мы по осени собирали грибы, и если будет погода, соберем еще. Третья охота это не забава и не прокорм, а счастье общения с природой и ее дарами. А в городе тоже весна. У самого дома еще дотаивает гигантская пирамида снега, но вокруг сухо и грязно. Однако уже проснулись от зимней спячки дворники, пришли, придали двору более — менее приличный вид. Всю зиму жили мы сами по себе, что протоптали, по тому и ходили, а тут вдруг дворники. Значит, точно весна пришла.
Теперь мы выйдем на субботники и за пару недель доделаем их работу. Почему они впадают зимой в спячку? Говорят, им платят настолько мало, что не имеет смысла напрасно тратить силы. А нам ведь силы тоже нужны для большой работы. Земля зовет, пора уже прибираться на даче, может, даже что-то прикупить, подсадить. Собственно, это следует делать каждый год, ведь на любой даче что-то стареет, вымерзает, хочешь получить урожай, сажай постоянно.
И здесь бы можно было по традиции еще раз выразиться по поводу диких цен на продукты и коммунальные тарифы. Есть ли предел у этого роста? Но не буду ничего такого говорить, от моих эмоций цены не рухнут, хотя бы природа больше так нехорошо не шутила. Имею в виду нынешний паводок, а вспоминаю тот кошмарный буран седьмого апреля, который обрушился на нас лет пять назад. Тогда, помню, ветер скручивал как игрушки мачты линий электропередач. Свет отключился и даже водопровод встал. И опять же простые работяги спасли тогда город, быстро восстановив подачу электроэнергии. Знаем ли мы их хотя бы по фамилии? Не знаем. И снова по какому-то мистическому совпадению в середине нынешнего апреля налетел вдруг ливень с градом и даже гром гремел. Говорят, дурная примета, гром в апреле. Но так можно далеко зайти по пути аналогий, и даже разгром Жиляевского восстания вспомнить, в апреле 1919 года.
Но не буду так далеко вдаваться в историю, а лучше послушаю хорошую аудиокнигу или посмотрю недавний сериал «ГДР». Начал уже смотреть, все так узнаваемо и поучительно. Самолетик на Красной площади, болтун на экране телевизора. В самом деле, мы столько пережили за эти тридцать последних лет. А в самой ГДР мне повезло побывать еще при социализме. И больше всего запомнились не полные прилавки, при наших пустых, а дружелюбные немцы, с которыми можно было поговорить, даже плохо зная язык. Больше того, в своих школах они учили русский язык и вполне понимали нас.
Время не повернешь назад, но память сохранила много, больше хорошего и доброго. Если рассказывать все, то никакой газеты не хватит.
Фото автора и Василия Середенко из архива редакции