Один из казахстанских политологов сказал: о праймериз партии «Нур Отан» нельзя говорить ни хорошо, ни плохо. Прежде всего потому, что это партийный проект. И с продуктом этого проекта партия может обращаться, как ей угодно. Тем не менее всю прошедшую неделю так или иначе об этом говорили.
Кто-то, как, например, Максим Казначеев, называл праймериз пиар-акцией ведущей, но подрастерявшей свои позиции партии, кто-то – политтехнологией, способом учиться конкуренции и своего рода репетицией перед участием в предстоящих выборах в Парламент и маслихаты (Андрей Чеботарев). Тем более что так и было обещано: наиболее активные попадут в партийные списки. Но если так, к победителям, набравшим большинство голосов, стоит присмотреться уже сейчас?
Заместитель председателя Костанайского городского филиала «Нур Отана» Газиз Ахметчин признался: его удивили результаты голосования партийцев. Он полагал, что больше голосов наберут одни, а вышло – другие. Более того, он не смог ничего сказать о победителе Бауржане Тибееве. Да, он шел под флагом общественного объединения любителей велоспорта, но и только. В Лисаковске активность была самой низкой – голосовали всего 66% членов организации. И явных лидеров, похоже, не выявлено. На первом месте заведующая детским садом «Улыбка» Шолпан Сигаева, но у нее лишь 25% голосов. Как с такими результатами составлять партийные списки – вопрос.
«В рамках правил проведения праймериз не закреплено никаких серьезных гарантий того, что победившие кандидаты в конечном счете попадут в итоговый предвыборный список», – говорит тот же Максим Казначеев. А на то, что они окажутся в Парламенте, шансов еще меньше. Так или иначе, но это еще одно подтверждение, что продукт праймериз – внутренняя кухня самой партии.
Тем не менее есть куда более объемное понимание результатов события.
– Весь дух праймериз был пропитан тем, будто партия «Нур Отан» буквально обречена на победу в предстоящих выборах, – замечает казахстанский публицист и политолог Дастан Кадыржанов. – И сегодня этот результат наверняка уже смоделирован и без воли избирателей. «Нур Отану» суждено «получить» 75-85% бюллетеней, как бы ни разворачивалась ситуация с истинной симпатией граждан страны.
По мнению Дастана Кадыржанова, большинство нынешних мажилисменов в возрасте покинут нижнюю палату. А новому составу предложат некую «новую реформу», которая «внесет принципиально важные изменения в Конституцию, а следовательно, в систему управления государством». Политолог полагает, что это будет полностью парламентская форма правления. С одной палатой – верхнюю, Сенат, ликвидируют. А функции действующего президента снизятся до уровня «представительских». Грядущее 30-летие независимости, по его мнению, прекрасный повод для того, чтобы проводить реформы. Конечно, пока нам все это сложно представить, но, как говорится, нет ничего невозможного. Тем более, как отмечают политологи, сегодняшняя партия «Нур Отан», раз уж она решилась на праймериз, – уже иной проект.
Главный вопрос: когда выборы? Большинство аналитиков сходятся во мнении, что дату мы можем узнать еще до конца месяца. В крайнем случае в ноябре. Прогнозируют высокую политическую активность. Не зря же большинство участников праймериз «Нур Отана» – самовыдвиженцы. Чтобы получить трибуну, они стали членами партии. Не важно, надолго ли, важен сам факт. И тут главное, чтобы не приплыли «черные лебеди» – так называют форс-мажорные ситуации, способные развернуть ход событий в непредсказуемом направлении.