В Совете сенаторов обсудили Указ Президента РК «О дальнейшем развитии системы прав человека и верховенства закона». Доктор юридических наук Сергей ЖАЛЫБИН – член этого консультативного органа.
– Сергей Михайлович, не помню, чтобы подобную тему утверждали специальным Указом главы государства. Почему?
– Сразу оговорюсь, что это мое личное мнение, так как официальной информации о причинах издания такого Указа на данный момент нет. Как известно, политика социальных государств, к которым относится Казахстан, направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие личности. Поэтому наша страна с первый дней независимости стала активно внедрять в свое законодательство международные стандарты прав человека, а в 1998 году ратифицировала Пакт ООН о правах человека.
Однако со временем ориентирование на чужие ценности начало давать сбой. Слепое подражание демократическим ценностям Запада порой стало вступать в противоречие с национальными традициями. Это наблюдалось как в политике, так и на бытовом уровне. Например, в 2001 году день 25 октября в честь принятия Декларации о государственном суверенитете был объявлен государственным праздником – Днем республики. Но в 2009 году его отменили и восстановили только в 2022 году. Многие казахстанцы задавались вопросом: почему? Это сделали по рекомендации Всемирной организации труда: она посчитала, что у нас слишком много праздничных дней. И Парламент пошел на это.
Далее. Как мне представляется, в последние годы безоговорочный тезис о том, что Запад во главе со США являются столпами демократии и защиты прав человека, в общественном сознании и в политических кругах основательно пошатнулся. Это показали прошлые выборы в США. Там началось законодательное преследование оппонентов, политические скандалы, расцвет ЛГБТсообществ. Поэтому возникла необходимость скорректировать понятия прав человека и верховенства закона с учетом отечественных реалий.
– Почему возникла необходимость усиливать защиту прав человека? Это связано с конкретными событиями, которые происходили в стране?
– Думаю, в какой-то степени да. Мы не должны забывать события января 2022 года, проблемы в Актау, аварии на карагандинской шахте и в Экибастузе. Да и навязывание таких псевдоценностей, как однополые браки, гей-парады, пропаганда чужих религий, сатанизма и других негативных движений, безусловно, основание для усиления защиты прав и свобод человека. Следует также иметь в виду необузданный рост инфляции. Все это противоречит идее Справедливого Казахстана и заставляет укреплять верховенство закона с позиции национальных интересов.
– Как добиться поставленных задач?
– Разработан комплекс мер на усиление таких приоритетов, как гендерное равенство, борьба с бытовым насилием, педофилией и детским трудом. Требуется защита прав в сфере уголовного правосудия, предотвращения пыток. Специально для этого в системе МВД создадут спецподразделения. Есть проблемы, связанные с миграцией. Кроме того, при акиматах области назначат советников по вопросам гендерной политики, а в регионах – уполномоченных по делам ребенка. Намечено строительство кризисных центров, в законодательство вводится понятие «Сексуальное домогательство на рабочем месте». Будут развивать и систему психологической помощи.
– Ваше выступление посвящалось нестабильности казахстанских законов. Это закономерность? Это плохо?
– Если закон изменяется в силу объективных процессов, это хорошо. Создали Евразийский экономический союз – конечно, нужно вносить изменения в таможенное законодательство. Но если в закон вносятся изменения под очередного министра, то это плохо.
В 1999 году в Казахстане появился Закон «Об образовании». До принятия его в новой редакции в 2007 году в закон внесли всего шесть поправок. Затем изменения и дополнения вносились ежегодно, на сегодня их свыше 200. Ну как можно работать с таким законом!
Подобное, кстати, наблюдается и по другим правовым отраслям. То гуманизируем статьи Уголовного кодекса, то потом их ужесточаем. Сейчас опять предусматривается ужесточение, в частности, за преступления против детей. Это правильно, но это надо было делать сразу. На мой взгляд, надо принимать базовые законы, а детализировать требования подзаконными актами. Конечно, есть опасения, что правоприменители будут их писать, как им вздумается. Но и создавать законы в том количестве, как сегодня, неправильно.
– Обсуждались ли на Совете сенаторов политические темы? Какие?
– Сам Указ – это уже политика. Звучали предложения по новой программе возрождения села, повышения качества правосудия. Остается низкой правовая грамотность населения. Поэтому, хотя это наше прошлое, предлагалось возродить общество «Знание». Интересную тему поднял наш земляк, экс-сенатор Бексултан Туткушев. Он предложил обсудить проблему сохранения мужского здоровья. Что, по его мнению, никогда не интересовало государство. Хотя тоже отвечает национальным интересам.