Напомним, известного не только в Казахстане предпринимателя, крупного сельхозпроизводителя, мецената, награжденного тремя орденами РК, обвиняют в мошенничестве путем хищения в особо крупном размере. Потерпевшим выступает Евразийский банк развития (ЕАБР), с подачи которого и возбудили уголовное дело. Поддерживает обвинение помощник Генпрокурора. На заседаниии на прошлой неделе он первым и заявил, что надо ограничить присутствие прессы на судебном процессе. По его мнению, журналисты будут смущать свидетелей (а их по делу 239), большинство из которых - местные жители. На это Василий Розинов заявил, что ему скрывать нечего.
Обвинительный акт прокурор читал больше полутора часов. По материалам уголовного дела, события происходят в 2011- 2013 годах. Тогда ЕАБР выдал «Иволге» кредит $80 миллионов под залог пшеницы, наличие которой подтверждалось зерновыми расписками. Сейчас, спустя семь лет, в обвинительном акте написано, что эти расписки были фиктивными. А имидж благонадежного предприятия создавался исключительно для того, чтобы потом похитить кредитные средства банка развития. Звучит, мягко говоря, парадоксально, особенно если учесть, что Василий Розинов основал свою компанию задолго до возникновения ЕАБР.
Что любопытно: только в 2011 году цена на зерно то падала, то поднималась. И банк во всех случаях требовал от «Иволги» то увеличения залогового продукта, то снова его уменьшал. Востребованность зерна на рынке тоже была разной. Для погашения кредитного займа в 2014 году ЕАБР вместе с «Иволгой» пытался продать большой объем зерна. Не получилось. Как дальше «Иволга» им распорядилась, заявила в суде представитель банка Елена Ревединская, они не знают. Хотя отлично осведомлены, что срок его хранения - не больше четырех лет.
Из занятых кредитных средств «Иволга-Холдинг» в итоге вернула, по информации адвоката Константина Геращенко, $30 миллионов в погашение основного долга. Плюс $14 миллионов - вознаграждение банка. По словам Елены Ревединской, на сегодня им должны почти $50 миллионов. Всем известно, сколько доллар стоил еще несколько лет назад и сколько стоит теперь. Поэтому сумма долга банку в тенге звучит фантастическая - свыше 19 миллиардов.
Еще в 2015 году банк через суд пытался объявить «Иволгу» банкротом. Правда, предприятие несостоятельным не признали. Есть ряд решений экономического суда в пользу финансовой структуры. Но ситуация изменилась. Сейчас группа компаний «Иволги» - в процедуре реабилитации, ее имущество - в доверительном управлении. И теперь не только Василий Розинов должен заботиться о возврате долга.
Адвокат предпринимателя в суде уже заявил, что в действиях его подзащитного нет состава уголовного правонарушения. Налицо гражданско-правовые отношения, что и сам банк подтвердил, когда обращался в суды именно в гражданском порядке. И теперь при рассмотрении уголовного дела не может предъявить гражданский иск. Кроме того, мошенничество путем хищения предполагает выгоду для себя. А в чем выгода Розинова замышлять невозврат кредита? Ее нет. Иначе, зачем бы он предоставлял банку кроме залогового зерна еще и личные гарантии?! Другими словами, обязался в случае чего расплачиваться своими средствами. Этот факт, похоже, особенно заинтересовал судью.