Василия Розинова - известного не только в Казахстане предпринимателя, крупного сельхозпроизводителя, мецената, награжденного тремя орденами РК, обвиняют в мошенничестве путем хищения в особо крупном размере. Речь идет о не возврате кредита - почти $50 миллионов. Потерпевшим выступает Евразийский банк развития (ЕАБР), с подачи которого и возбудили уголовное дело.
В 2011 году ЕАБР выдал «Иволге» кредит. Залогом была пшеница, наличие которой подтверждалось зерновыми расписками. Тогда это была обычная, законная практика. Сейчас, спустя восемь лет, обвинение пытается доказать, что эти расписки были фиктивными. Что за ними не было указанного объема зерна. И что Василий Розинов ввел всех в заблуждение: и банк, и специалистов международной мониторинговой компании, которая давала заключение о наличии зерна. И вообще: имидж благонадежного предприятия создавался исключительно для того, чтобы потом похитить кредитные средства банка развития. Звучит, мягко говоря, парадоксально, особенно если учесть, что Василий Розинов основал свою компанию задолго до возникновения этого финансового учреждения.
Еще в 2015 году банк через суд пытался объявить «Иволгу» банкротом. Но предприятие несостоятельным не признали. Есть ряд решений экономического суда в пользу финансовой структуры. Но ситуация изменилась. Сейчас группа компаний «Иволги» - в процедуре реабилитации, ее имущество - в доверительном управлении. И уже не только Василий Розинов должен заботится о возврате долга.
За Василием Розиновым - личные гарантии перед Евразийским банком развития. И, существенный факт: договор личной гарантии Розинова действует до 2021 года.
Адвокат предпринимателя в суде уже заявил, что в действиях его подзащитного нет состава уголовного правонарушения. Нет и не было изначально умысла (что является обязательным признаком мошенничества) не платить по кредитным долгам. Налицо гражданско-правовые отношения, что и сам банк подтвердил, когда обращался в суды именно в гражданском порядке.
Материалы уголовного дела составляют несколько десятков томов. Суд должен допросить 239 свидетелей. На сегодняшний день были допрошены девять, все они - сотрудники ЕАБР, офис которого находится в Алматы. Главные вопросы, которые выяснялись: как в 2011 году «Иволга» получала кредит, кто был инициатором привлечь к проверке наличия пшеницы по зерновым распискам определенной инспекционной компании, в чем была суть контактов управляющей компании «Олжа Агро» с ЕАБР. Судью Батырбека Кудабаева интересовало, собиралась ли «Олжа Агро» погашать кредитный долг «Иволги».
По показаниям сотрудника банка, который в 2011 году оценивал риски при выдаче кредита «Иволге», Данияра Абеова, к минусам относилось все, что связано с производством зерна в Казахстане. К плюсам - зерно на рынке всегда востребовано, это биржевой товар. К тому же на момент заключения кредитного договора у «Иволги» были самые маленькие по сравнению с другими заемщиками долги - порядка $150 миллионов.
Один из свидетелей в суде рассказал, что, когда предприятия «Иволги» перешли в доверительное управление, в наличии не оказалось многой первичной финансовой документации. На что Василий Розинов также отреагировал. Он назвал даты и тех, кому по актам вся эта документация передавалась. Судья попросил к следующим заседаниям предоставить эти материалы, которые почему-то не заинтересовали обвинение. Может, потому, что они не укладываются в схему обвинения?