Об этой истории мы рассказывали 29 августа в материале «Диагноз для мамы». С тех пор в Костанайском городском суде повторно рассмотрели дело о признании бывшего педагога, 77-летней женщины, невменяемой. «Отказать полностью», написано в новом решении.
Оксана Ватутина жила со своей матерью Светланой Яковлевной в 2-комнатной квартире, обе – совладельцы жилья. Скандалы, доходящие до заявлений пенсионерки в полицию, стали особенно острыми, когда в доме появился зять по имени Геннадий. Когда Светлана Яковлевна поняла, что вместе с дочерью и ее избранником жить не сможет, она предложила разделить квартиру и разъехаться, но... оказалась в психбольнице. Ее туда увезли, даже не дав одеться, два санитара. В стационаре поставили страшный диагноз: хронические бредовые расстройства. А потом был суд, который признал женщину недееспособной.
Главный нюанс – ни двое из трех экспертов, давших заключение, ни обязательный в таких случаях адвокат, согласившийся с признанием Светланы Яковлевны невменяемой, ни представитель отдела занятости и соцпрограмм, также давший свое согласие, ни судья, вынесший решение, ни разу пенсионерку в глаза не видели! Поэтому коллегия областного суда, куда вместе с другим адвокатом, Сауле Бермухамбетовой, обратилась Светлана Яковлевна, решение горсуда о признании ее недееспособной, отменила и направила дело на новое рассмотрение.
Процесс получился любопытным. Прокурор и представитель отдела занятости признали, что ни в какой принудительной опеке пенсионерка не нуждается. Она еще в мае уехала от дочери, снимает комнату в общежитии и прекрасно сама о себе заботится. Более того, как указано в решении суда, даже эксперты, оценивавшие состояние психики Светланы Яковлевны, от утверждения, что она недееспособна, отказались. На своем настаивала только дочь. Однако суд сделал четкий вывод: дело не в болезненном состоянии психики пожилой женщины, а в «наличии неприязненных отношений, возникших на почве совместного проживания».
Что важно. Суд вынес два частных определения. Одно – в адрес Центра судебных экспертиз, второе – в отношении адвоката, которая на первом суде не выполнила свое главное предназначение – защищать права доверителя. Как сообщила Сауле Бермухамбетова, Центр судебных экспертиз уже начал собственное расследование. Хорошо, чтобы не только в отношении вынесенного заключения экспертов, но и способа доставки человека для экспертизы в лечебное учреждение. Насильно этого нельзя было делать. Остался пока в стороне участковый, который присутствовал при этом.
...Мать и дочь после суда встретились уже на нейтральной территории – на улице. Светлана Яковлевна попросила Оксану привезти из дома теплые вещи и ее телевизор. Та привезла только мешок с одеждой. И сказала, что будет идти до конца, до Верховного суда.