О том, как в годы Великой Отечественной войны врачи Костанайской области сражались с другим опасным врагом – брюшным и сыпным тифом.
Наш собеседник Орал ТАКИРОВ, преподаватель кафедры истории Казахстана и философии КГУ им. А. Байтурсынова, магистр. Тема его работы «Противоэпидемиологические мероприятия в Костанайской области в годы Великой Отечественной войны».
– Орал Мухтарович, насколько сложной тогда была ситуация?
– Буквально с первых дней войны, когда в область прибыли переселенцы из оккупированных территорий СССР и возникла искусственная скученность населения, вспыхнули эпидемии. Случаи брюшного тифа были зафиксированы уже в 1941 году. Годом позже, как следует из донесения Наркомздраву КазССР Чеснокову, на территории нашей области было зарегистрировано уже 117 случаев сыпного тифа, 61 случай брюшного тифа и 8 случаев дизентерии. Особенно много случаев было в Карасуском районе, где размещались переселенцы с Кавказа без осмотра врачей. В 1942 году возникло 797 случаев сыпного тифа. В Карабалыкском районе, например, источником распространения стали немецкие переселенцы из Крыма, в Семиозерном – заключенные Атбасарской тюрьмы, которых перебрасывали в колонию №33.
– Какие меры принимал отдел здравоохранения?
– Был увеличен коечный фонд больниц до 375 мест. Каждая койка обеспечивалась трехсменным комплектом белья. Больных принимали 26 больниц области. В городе была образована сеть санитарно-контрольных пунктов. Увеличили гужевой транспорт городской санэпидстанции. Для обслуживания трудовых команд и воинских частей на местах их дислокации образовывались санитарные пункты. Осуществлялась полная госпитализация всех сыпнотифозных больных. В первые дни распространения инфекции было обработано 8027 очагов. Создавались бараки с объёмом 15 коек на ферме №1 Кушмурунского района и в ИТК №33 Семиозерного района. Таким образом, на территории Костанайской области, несмотря на военное положение и нехватку кадров, облздравотдел проводил масштабные мероприятия для борьбы с инфекционными заболеваниями.
– Как долго продолжались эпидемии в области?
– Практически всю войну. Государство направляло все больше средств на борьбу с болезнями. В Костанае функционировали четыре бани, в селах 215 бань, девять бань с дезкамерами. Кроме этого, было 42 стационарных и 35 подвижных дезкамер, работали 129 дезинсекторов. Но средств не хватало. Например, для проведения санобработок местная промышленность произвела 175 кг мыла, что составило треть от общего запланированного объёма. Была и халатность на местах. Руководство районов не применяло мер к устранению очагов заболеваний, многие бани и вошебойки не функционировали из-за отсутствия топлива. По этой причине в 1944 году эпидемия сыпного тифа приняла угрожающие размеры. Положение осложняло то, что среди прибывшего спецконтингента обнаруживались тифозные больные, а также контактируемые с ними.
Согласно официальным данным, за 11 месяцев 1944 г. в области зарегистрировано 810 случаев сыпного тифа. Лидировали Семиозерный и Федоровский районы. В 1945 году в области зафиксировали случаи возвратного тифа. Однако в последний год войны областные эпидемиологи, проверяя населенные пункты на наличие больных, констатировали, что тиф пошел на убыль. Например, по итогам проверки Затобольского района санитарное состояние жилищ нашли удовлетворительным. Наряду с проверкой жилищ осмотру подверглись ясли и амбулатория. Согласно акту помещение яслей являлось чистым, но не соответствовало санитарным требованиям. Здесь было 40 детей, а кроватей всего 18. То есть многие дети спали на полу.
Архивные документы того времени, касающиеся эпидобстановки в области, подтверждают истину, что войны забирают жизни не только тех, кто воюет на передовой.
Фото с сайта kostanay1879.ru