«Вину не признавал и не признаю. Считаю, что дело сфабриковано. Вся моя жизнь строилась на том, чтобы свято чтить закон и человеческие принципы нормального общения с людьми. Для меня это всегда было святым!» - так эмоционально начал он свое выступление.
Напомним: то, что «Иволга-Холдинг» не смогла вовремя полностью рассчитаться с кредитными долгами перед Евразийским банком развития, обвинение трактует как мошенничество со стороны предпринимателя. Заявляя: он заранее спланировал тяжкое преступление, не собираясь платить по долгам. А то, что «Иволга-Холдинг» все же заплатило банку 30 миллионов долларов основного долга и 13 миллионов - вознаграждения, это, по мнению обвинения - всего лишь попытка создать имидж добросовестного заемщика.
На этой позиции, даже не корректируя ее с установленными в ходе судебного разбирательства фактами, представитель Генеральной прокуратуры Нурлан Тойчубеков остался и в ходе прений. По его словам, все доказательства по делу убедительные. Тут просится знак вопроса. Потому что речь самого обвинителя вряд ли можно назвать таковой. Большую ее часть составляло чтение нормативного постановления Верховного суда по делам о мошенничестве. Но прокурор так и не дошел до пункта 10, где говорится о том, что этот вид правонарушения надо отделять от гражданско-правовых отношений. Его зачитал уже адвокат Константин Геращенко. Это принципиальная позиция защиты и самого подсудимого: отношения ЕАБР и «Иволги-Холдинга» целых семь лет складывались именно в этой плоскости. Более того, банк уже взыскал в гражданском порядке с «Иволги» все долги. По этой причине даже не смог в рамках уголовного дела заявить гражданский иск.
Обвинитель заявил: у Розинова изначально был умысел на хищение средств банка. И возник он, оказывается, когда тот присутствовал на заседаниях правительства и других официальных госорганов. Где и получил информацию, что ЕАБР дает кредиты. Василий Розинов назвал это чепухой: подобная информация распространена даже в интернете.
- Умысла в не возврате денег у меня не было. На это указывает и факт частичной уплаты суммы долга, а также выдача банку личной гарантии. Это каким надо быть безумцем: иметь умысел не вернуть деньги в банк и дать личную гарантию, по которой меня практически всю жизнь будут преследовать. Человек в здравом рассудке даст личную гарантию, если он хочет украсть эти деньги?! На худой конец он должен был сбежать!
По материалам дела, принципиально важный момент - было ли зерно под теми зерновыми расписками, которые являлись кредитным залогом. По мнению обвинения, расписки были пустыми. На элеваторах на момент заключения договора с банком зерна не было. Он назвал несколько свидетелей (из 240), которые в суде подтвердили по этому поводу свои показания, данные на стадии расследования. При этом Нурлан Тойчубеков попросил в отношении тех свидетелей, которые эту версию не подтверждали и заявили в суде о давлении на них, завести уголовное дело по факту дачи заведомо ложных показаний. На что Василий Розинов отреагировал так: « Прокурор слышит то, что хочет слышать. Получается, те, кто говорил в пользу следствия - молодцы, остальных - через МВД!»
Эмоции - эмоциями. Но суду предстоит дать оценку очень важному факту: заключению судебно-экономической экспертизы. Ее вывод - зерна под зерновыми расписками на элеваторах не хватало. Но при этом, как выяснилось в суде при допросе эксперта, сделавшего такое заключение, она не располагала сведениями о движении зерна по «Иволге», не интересовалась, откуда это зерно и в каком объеме перерабатывалось на мельницах, сколько его посеяли весной 2011 года. И, наконец, на что указывали и защита, и сам предприниматель, никак не учитывалось то зерно, которое по договору с элеваторами хранилось в сельхозпредприятиях, также принадлежащих В. Розинову.
- То есть целостной картины вообще никакой нет. Есть отрывочные сведения по Продкорпорации, по ж-д отгрузкам. А 60 процентов зерна с элеваторов вывозится автотранспортом. Почему тогда нет этих сведений? - говорил Василий Розинов. - Все это не дает точных цифр. Закупы и продажи зерна доходили до 500 тысяч тонн! И это кроме собственного производства, которое было в среднем в пределах до миллиона тонн, а в 2011 году, это год выдачи кредита - 1475 тысяч тонн. О каком умысле можно говорить, если было такое море зерна.
По словам предпринимателя, следствие даже не пыталось анализировать причины не полного исполнения обязательств перед банком. А это - «богом посланные обстоятельства - погодные условия в течение пяти лет и девальвации тенге». Напомним, кредит был долларовый.
В своем выступлении гособвинитель заявил, что предприниматель безусловно виновен и с учетом личности его исправление невозможно без изоляции от общества. Надо лишить его многочисленных госнаград, включая четыре ордена. Отговорил и сел, предвкушая, что командировки в течение пяти месяцев в Костанай наконец закончатся. А как было бы хорошо, если бы вышел на улицу и спросил людей, кто такой для области Василий Розинов.
Адвокат Константин Геращенко по времени выступал в прениях дольше других. Опровергал слова прокурора, приводил контраргументы. А в конце остановится на том, кому выгодно и кому не выгодно обвинять Василия Розинова в уголовном порядке. По его словам, хотя официально ЕАБР является потерпевшим, в случае осуждения предпринимателя и конфискации его имущества банк останется ни с чем. Зато вырисовывается выгодоприобретатель: это «Олжа-Агро», которое должно, но не будет в этом случае платить по кредитам.
По поводу этого ТОО сам Василий Розинов в суде заявил:
- Может быть, я совершил большую ошибку, передав свои предприятия в доверительное управление. Они не выполнили обещания, что рассчитаются со всеми долгами.
Далее публикуем комментарии из соцсетей ВК и Инстаграм: