Уже который год мы рассказываем истории тех, кто попал в тюрьму или был расстрелял только за то, что остался верен себе. Вот и наш костанайский читатель Рамиль Сафиулин (на фото), вспоминая своего дедушку, говорил об этом же.
- Впервые о своём деде я услышал от бабушки, когда ещё маленьким был, - рассказал «КН» Рамиль Ахадович. - Причем, она говорила только на башкирском языке, а я понимал только по-русски. Ведь я родился в Костанае, в те годы всё было на русском языке, и обучение, и общение. Поэтому моим переводчикам была её старшая дочь, моя тетя. Бабушка же тогда рассказывала, что дедушка был муллой, за что его и расстреляли...
История Абдулахата Кадырова действительно трагическая. Он родился в 1883 году в башкирском селе Нижний Аташ в семье крестьян. Учился в училище-медресе «Расулия» в Троицке. Домой на летние каникулы не приезжал, уходил в степи, чтобы обучать грамоте детей зажиточных баев. После окончания училища работал муллой в казахских аулах, затем по распоряжению высшего мусульманского духовенства Уфы был назначен муллой в Ак-мечети Кустаная.
В 1917 году начались гонения. Абдулахата Абдулгалимовича новая власть не просто выдворили из костанайской мечети, выставила из его же дома вместе со всей семьей, многодетной. Тогда, правда, нашлись из числа друзей те, кто, рискуя своими жизнями, помогли Кадыровым: на окраине города вырыли землянку. На её месте потом построили дом. Но уже в 1932-м Кадырова арестовали и посадили в Троицкую тюрьму - «за контрреволюционную агитацию». Там просидел больше четырех месяцев. Ему пришлось отречься оттого, что он мулла. Это на пять лет продлило его жизнь. В 1937-м его снова арестовали и расстреляли, с конфискацией имущества. Только спустя 22 года его реабилитировали посмертно. Однако об этом внуку стало известно только в 2010 году.
- Перед уходом в армию, в 1976-м, я всё расспрашивал родных о моём дедушке, - вспоминает Рамиль Ахадович, - уже взрослым был, хотел знать — почему же расстреляли деда?.. Осталось много вопросов. А вернулся из армии, бабушки уже не было, похоронили. При жизни она старалась об этом говорить мало, очень боялась новых репрессий, страх остался на всю жизнь. Ведь она столько натерпелась. На дедушку перед расстрелом чего только не повесили.
Абдулахата Кадырова обвинили, как (дословно) «активного участника антисоветской мусульманской подпольной группы, имевшего связь с центральным духовным управлением мусульман, находящимся в Уфе, как муллу, ведущего скрытную мусульманскую деятельность, получавшего письменные директивы и реализовывавшего их среди населения». Сейчас это и представить сложно, а тогда было в порядке вещей.
- Всё перевернули так, как нужно было, чтобы подвести под расстрел, - пояснил внук репрессированного. - А ведь он не принимал никакого участия в антисоветском движении. Просто был верен себе. Образованным, верующим, целеустремленным.
В 1988 году Рамиль Сафиулин пытался через КГБ узнать историю деда, но тогда «отписались»: мол, умер в местах заключения. И только в 2010-м, уже через органы КНБ, внуку репрессированного удалось получить достоверные данные в полном объеме: архивные справки, материалы дела, даже имена доносчиков.
- Нельзя толпе давать власть, - убежден Рамиль Ахадович. - Разрушат всё, в том числе и судьбы настоящих патриотов. Ведь мой дедушка был из семьи бедняков. И без копейки получил образование, других грамоте обучал. Постоянно стремился к самосовершенствованию. Создал большую семью. А в качестве муллы к чему он призывал? К тому, чтобы каждый был прежде всего человеком, порядочным, добрым, великодушным. Так за что же расстреляли?!