Мама Алтынай
В редакцию обратился Бахит Исмагулов, отец 16-летнего Адиля Исмагулова. Когда мальчик только появился на свет, родная мать от него отказалась и больше не появлялась в его жизни.
– У меня не было выбора. Я мужчина, как могу ухаживать за ребенком, стирать, готовить? Вот добровольно и отказался от ребёнка. А опеку над ним сразу же оформила моя сестра Алтынай, – рассказывает мужчина.
Несмотря на отсутствие жилья и образования, женщина прилагала все усилия, чтобы вырастить ребенка. По словам брата, Алтынай Исмагулова работала где придется – то дворником, то техничкой. Условия проживания также оставляли желать лучшего – Алтынай вместе с маленьким Адилем мыкалась по общежитиям, какое-то время жила в Центре адаптации, но не жаловалась.
– В прошлом году у сестры начались проблемы со здоровьем, оказалось, что у нее рак, обнаружили поздно. 13 декабря она умерла, ей было 62 года.
Хотим – не дают...
На семейном совете после смерти женщины решили оформить попечительство на старшего брата Аманжола. Бахит признается: он всегда был рядом с сестрой и биологическим сыном, помогал как мог, как и остальные родственники. Но документально отцовство так и не оформил, потому что не имеет в собственности жилье, да и подходящие условия для ребенка создать не может. А вот старший брат полностью готов принять племянника.
– Мы пришли с этим в органы опеки, и через два дня у нас забрали Адиля! – рассказывает старший брат Аманжол Исмагулов. – У меня и квартира есть, и семья, и все условия. Сестра была без жилья, без образования, без здоровья, ей разрешили, а мне – нет. Сейчас мальчик в Центре адаптации, нам даже не разрешают видеться. На занятия в колледж водят с сопровождением. Президент говорил, что детдомов в Казахстане не должно быть, чтобы разбирали детей родственники. Мы хотим забрать – не дают...
Мужчине сейчас 65 лет, официально он на пенсии, но продолжает работать. Кроме того, братья рассказали, что Адиль с детства часто гостил у Аманжола, называет его уважительно «дед». Но в органах опеки поставили условие: обязательно пройти обучение в Школе приемных родителей, только тогда подростка можно будет забрать. А до этого он будет находиться в детском учреждении.
Так положено
За пояснением ситуации мы обратились к главному специалисту отдела социальной защиты детства управления образования акимата Костанайской области Сание Алхамбаевой:
– Адиль был помещен в Центр адаптации несовершеннолетних г. Костаная после смерти законного представителя – опекуна. Бахит Исмагулов (как и мама мальчика) лишен родительских прав в отношении своего сына. На данный момент мы ведём работу по оформлению опеки старшим братом отца, который уже записан на обучение в Школе приемных родителей. В соответствии с нормами действующего законодательства, с июля 2020 года передача детей под альтернативные формы устройства возможна только после прохождения кандидатами психологической подготовки, учебы в той самой Школе приемных родителей.
– Учеба в этой Школе проходит по специально разработанной программе, которая предусматривает изучение законодательства по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, знакомит с основами медицинских знаний, психологических, возрастных особенностей детей. Эти курсы позволяют потенциальным родителям повысить уровень осознанности и психологической готовности к этому шагу, – объясняет специалист. – На личной встрече с отцом мы определили, что в ближайшее время будет рассмотрена возможность оформления и передача несовершеннолетнего в гостевую семью к дяде на момент прохождения им курсов. Хочу отметить, что мы в первую очередь заинтересованы в оказании помощи детям и подросткам и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Каждый случай рассматривается индивидуально.
По словам специалиста, судьба подростка будет определена в ближайшее время, когда он получит всю необходимую помощь и пройдет оформление всей документации. Мы будем следить за ситуацией.
Алина Сушко
Фото Сергея Миронова