Специально для «КН» новшества прокомментировала депутат Мажилиса Екатерина СМЫШЛЯЕВА:
– Во-первых, уточнено само понятие дистанционной работы. Введено новое понятие комбинированной дистанционной работы. Такие форматы применялись очень активно в период пандемии. Например, сотрудники из пяти дней два работали в офисе, по очереди.Во-вторых, раз при дистанционке само понятие рабочего места теряет свой основной смысл, из содержания трудового договора исключено обязательство сторон указывать точное место выполнения работы. Однако законопроект устанавливает фиксированный период, когда работник должен находиться в режиме доступности для связи с работодателем. На удаленке, когда время занятости не может быть зафиксировано, учет можно будет вести по объему выполненной работы. По договоренности с работодателем возможен гибкий режим рабочего времени. При этом, если работник выполняет прежний объем работы, уровень его зарплаты не может быть снижен.
В-третьих, законопроектом предусмотрено одностороннее право работодателя переводить сотрудников на дистанционную работу в период введения военного и чрезвычайного положения, ситуации или иных ограничительных мероприятий по решению госорганов. В специальной статье законопроекта отражен соответствующий акт работодателя, который должен обязательно содержать информацию об основании перевода, список работников, срок дистанционной работы, не превышающий даты устранения основания. Предусмотрена и возможность перехода на дистанционный формат по инициативе работника.
В-четвертых, закрепляется обязанность работодателя по возмещению обоснованных расходов работника при работе из дома. Раньше это было возможно в рамках внутренних документов компании. Теперь норма конкретизирована в Трудовом кодексе. Речь о расходах на связь, коммунальные услуги, а также электроэнергию, которую вывели отдельной статьей. Было много споров по этому вопросу, но прецедент создан. Теперь даже бюджетные и госорганизации могут компенсировать своим работникам эти расходы.
В новом Трудовом кодексе также появилась норма, обязывающая работодателя обеспечивать сотрудников на удаленке необходимым оборудованием (ноутбук, другая оргтехника). В период пандемии мы столкнулись с тем, что люди не могли работать из-за того, что на семью с детьми был лишь один ноутбук.
За последние несколько лет в Трудовой кодекс внесли несколько спецблоков по регулированию особых видов труда: аутстаффинг и аутсорсинг, дистанционная работа. В будущем, надеюсь, появятся фрилансеры. Новые формы трудовых отношений заходят на рынок. Потому нам еще не раз предстоит вернуться к Трудовому кодексу.