Речь о, так называемом, камеральном контроле, который проводит каждый орган госдоходов. Как подчеркнул председатель Совета Владимир Шакун, вопрос оказался важным не только для нашей области, но и для других регионов.
Прежде всего, что такое камеральный контроль? Это вид налогового контроля путем анализа налоговой отчетности и сведений о налогоплательщике. Его цель – выявить нарушения и дать предпринимателю возможность самому их устранить. На практике не всегда так.
По информации старшего прокурора областной прокуратуры Нурлана Абулкасова, главный критерий для выводов по камеральному контролю - степени риска по тому или иному предприятию. Только при высокой степени риска налоговый орган имеет право после камерального контроля и выявления нарушений направлять субъекту бизнеса, так называемое, уведомление. Если его не исполнить в течение 30 дней, то банковский счет предприятия на все расходные операции будет заблокирован. И когда его удастся разблокировать – вопрос. Поэтому надо либо устранить нарушение, либо направить в налоговый орган пояснение. А дальше – как будет. Практика показывает, что иногда приходится и судиться.
По мнению прокуратуры, то, что сейчас делают налоговые органы – незаконно. Нурлан Абулкасов даже привел пример, когда им удалось выиграть судебный процесс, где второй стороной были налоговики. Все дело в том, что нет законодательно закрепленных правил определения степени риска при обнаруженных во время камерального контроля нарушениях.
У представителя Департамента госдоходов (ДГД) другое мнение. Своя позиция и свои доводы. По словам руководителя управления камерального контроля ДГД Шынкусхана Есмуханова, озвучивать процедуры такого контроля нельзя, они только для служебного пользования. Однако можно сказать: не сотрудники налогового органа определяют степени риска выявленных нарушений, это делает искусственный интеллект. И судебная практика тоже неоднозначна. Есть примеры противоположные тому, что привел на заседании Совета по защите прав предпринимателей прокурор.
Как будет дальше? Представитель ДГД сказал, что реагировать на результаты прокурорский проверки они будут. Но как – надо обсуждать. Причем, скорее всего, на уровне республики. А Владимир Шакун в очередной раз отметил: надо поддерживать законопослушных предпринимателей, но не защищать незаконопослушных.