Сердце
Озерное – удивительный населенный пункт на карте области по многим причинам. Если мы сегодня пишем о 120-летнем юбилее – то важно вспомнить бережное отношение жителей к своей истории. Здесь прекрасный музей, старая мельница на берегу лимана, а также памятник.
Озерное возникло в 1903 году и его первое название «Озерное», в 1929 году оно изменило свое имя на «Neues Leben». «Новая жизнь», само за себя говорит о том, что его основали немецкие переселенцы. Вильнер, Райнке, Кремер – фамилии, которые сохранила история. Любопытно, что немецкое название пережило даже великую Отечественную войну – лишь в 1947 году колхоз был переименован в Карла Маркса. Это имя сейчас носит ТОО «Карла Маркса», градообразующее предприятие Озерного. Без преувеличения – это сердце села.
Никто не забыт
21 июля 2023 года Озерное тонуло во флагах, музыке, радостных криках и в дыму костров, где готовилось мясо. Никакой праздник без этого особенного дыма – не проходит. Озерное помнит и другой дым – пороха. На краю села, на повороте Федоровской трассы, стоит памятник. Меня всегда интересовала его судьба – кому он посвящен? В этот раз мы приехали и увидели, что простая побеленная стела изменилась. На ней написано, что здесь, в 1919 году, были расстреляны и похоронены 150 жителей Кустаная. В то время бушевала гражданская война, и подразделения Колчака провели по нашей области карательную экспедицию. Почему стела изменилась? Ее перестроили на деньги ТОО «Карла Маркса».
Герои той войны после смены коммунистического общественного строя – забыты. Появились новые жертвы и новые герои, которым ставят памятники. Но Озерное ничего не забывает. Был удивлен новому памятнику и еще более деньгам, лежащим на нем. Это садака – пожертвование тому, кто будет нуждаться.
Родина
Озерное в день своего рождения разделилось на локации. Конечно, стадион был главным центром. Здесь встретился с мужчиной – у него на лацкане пиджака сверкали две медали.
- Адольф Яковлевич Шнайдер, - представился он. – С 1978 года механизатор, затем механик, теперь управляющий первым отделением.
- Значит, вы, немец, который не покинул Озерное в начале 90-тых... (Тогда из села на историческую родину уехало 90 процентов населения – прим. ред.).
- У меня родня живет в Германии, ездил в гости – Озерное лучше. Я здесь родился, здесь моя родина - свой воздух, вода, земля. Там все чужое, здесь все знакомое, а улицы у нас такие же чистые, как в Германии. Прежде всего, спасибо руководителю.
- А вот Иван Матвеевич (Вечтейн, глава ТОО «Карла Маркса» - прим.ред.), наоборот, умаляет свою роль и говорит, что благополучие Озерного – заслуга механизаторов, доярок, скотников, телятниц и всех, кроме него.
- Конечно, без нас ничего бы не было. Но ведь груда камней, дерева и стекла – это не здание. Всегда нужен тот, кто из всего этого дом построит. Он построил.
Молочные реки
Светлана Суботина со своими внуками, Арсением и Матвеем, фотографируется вначале у постамента с Карлом Марксом – да, в Озерном, сохранили и его и Ленина. Затем они подошли к композиции «Я люблю Озерное».
- Я доярка, бабушка пяти внуков.
- Вы совсем не выглядите на бабушку пяти внуков.
- Спасибо, - улыбнулась женщина
.
ТОО «Карла Маркса» и село Озерное известно, прежде всего, как «озеро молока». Если так можно выразиться. На предприятии 2000 голов голштино-фризской породы фуражных дойных коров. Общее число крупно-рогатого скота – 7000. Генетика у них сумасшедшая – если в советское время годовой надой одной коровы составлял максимум 3200 литров, то сейчас в ТОО максимум – это 8 000. Когда мы покупаем молоко, кефир, сметану, etc – то, скорее всего, это из Озерного. Молоко вкусное и полезное – ведь большую часть своей земли ТОО «Карла Маркса» отдает под кормовые культуры – кукуруза, донник, сено. Также коровам достается и зерно. Животноводство отличает Озерное от многих других сел тем, что здесь люди работают круглый год. А не только во время посева и сбора урожая. Зимой деревни «засыпают», но только не в Озерном.
Когда Светлана уходила с внуками, смотрел вслед и думал, что распорядок дня у доярок очень ранний. Надо вставать в 4 или 5 утра – так как коровы не будут ждать. У них свое время от природы. Но выглядит Светлана хорошо и, значит, условия труда компенсируются заботой предприятия. ТОО пробило в прошлом году газ в село, здесь центральное водоснабжение, душ, ванна – все, как в городе. Только со свежим, сельским воздухом.
- Кажется, пахнет силосом, - потянул нос мой коллега, Сергей Миронов.
- Значит, здоровье и ценность молока, которое мы пьем.
Schlaraffenland
Молочные реки и кисельные берега – вымышлены не только в русской сказке. В немецких сказках тоже есть «земля обетованная». Schlaraffenland – так ее называют. В этой стране всего в избытке — земля с молочными реками и кисельными берегами, в которой звери бегают и летают жареными, дома сделаны из пряников, вместо камней повсюду лежит сыр. Вспомнил об этой сказке во дворе школы, где дети катались на электромашинах и велосипедах, а учитель проводила викторину по истории. Победители получали сладкие призы.
- Кто был первым председателем нашего села?
- Ленин! – раздается детский голос, а затем смех взрослых.
- Андрей Иосифович Кремер. Это вам на будущее, хорошо?
- Хорошо, - отвечает хор голосов.
В Озерном умеют хранить историю, умеют работать и не мечтать о Schlaraffenland. Здесь, кажется, нет лентяев.
Празднование завершилось поздней ночью неоновым шоу, салютом, дискотекой. Весь день был наполнен событиями в разных уголках села. Семейные династии, пары-юбиляры, отличники учебы и труда – никто не был забыт. У сел, расположенных рядом с городом есть несомненное преимущество. Но есть недостаток. Молодые люди стремятся переехать в город. В 2015 году я был во Ржеве, он совсем недалеко от Москвы. «Как много у вас пенсионеров на улицах и как мало молодежи», - спросил у таксиста. «У Москвы, как у земли - своя гравитация – оканчивают школы детки и уезжают в столицу», - был ответ.
Из Озерного тоже уезжает молодежь, но много остается, и много приезжает из других сел. Сарафанное радио несет весть о том, что здесь люди благожелательны, круглый год есть работа, достойная зарплата и, вообще, как в городе.