Двадцать пять лет назад, в веселый день 1 апреля на свет появилось новое радио.
Филькина грамота
Сейчас даже верится с трудом, что все начиналось буквально на голом месте, на чужом оборудовании, взятом в аренду. Антенна, передатчик, пульт, микрофоны, помещение, даже компакт-диски с музыкой. Своими были желание делать хорошее радио и факсовая бумажка с разрешением временно выходить в эфир. Причем сразу на трех языках: русском, казахском и… украинском.
Как потом выяснилось, эта филькина грамота не стоила даже бумаги, на которой она была напечатана. Нужна была лицензия, с приложением к ней и печатями определенной формы. Но сага о хождении по кабинетам за ними скучна и бесконечна. Поэтому замнем для ясности и перейдем сразу к тому что запомнилось. Есть лишь одна проблема: как вместить двадцать пять лет в отведенные строки? Ведь каждый день из этих двадцати пяти был особый.
По объявлению о наборе команды для радио «КН» пришла небольшая толпа жаждавших славы эфирных звезд. Профессия была очень модной и казалась со стороны не работой, а праздником. Как же они ошибались! В эфире кроме нас было немало других радиостанций, к ним привыкли, у них были свои слушатели. Нужно было идти в народ, чтобы нас полюбили и настроили свои приемники на нашу волну. И мы пошли.
Звезды свои и чужие
Как оказалось, среди слушателей было полно самодеятельных костанайских и рудненских рок и поп-групп, и все они хотели попасть в эфир. Им дали такую возможность. На приглашение к конкурсу выстроилась очередь, и мы недели две гоняли в эфире присланные музыкальные творения. А потом в назначенный день и час грянул концерт! И не где-нибудь, а в зале областной филармонии. Это было нечто, даже директор филармонии Владимир Рыдченко не ожидал подобного. Вход был платным, но зал заполнился до отказа, пришлось даже ставить дополнительные стульчики. В конце концерта возбужденные слушатели снесли их вместе с двумя рядами кресел.
Ещё одна история про то, как на гастроли в Костанай приехала популярная поп-группа «Руки вверх», и нам удалось заманить ее в нашу радиостудию. Даже самые верные слушатели не верили в успех этой затеи, и пара звонков в эфир была откровенно издевательской. Однако буквально на последней подколке в наш адрес группа явилась в студию и поп-звезды сели к микрофонам.
Но дороже всех нам были, конечно же, родные звезды, которых возносил на высоту известности наш эфир. Слушателям радио «КН» нравились наши конкурсы, и каких только не было в эфире радио за эти 25 дет.
Мы вас слышим!
Они слушали нас, а мы слышали их, и это была живая обратная связь. Помню конкурс, победителю которого дарился целый час вещания на радио. Победил парнишка старшего школьного возраста, и я с содроганием ждал, чем же он порадует слушателей. А он поставил в эфир что-то форепьянно-классическое и целый час рассказывал о великих композиторах, перемежая свой рассказ хорошей музыкой.
Еще один конкурс из того же ряда – на лучший романс. Слушателям предстояло сочинить стихи, а нам, соответственно, музыку к ним и спеть это в эфире. Эта запись до сих пор в фонотеке радио – «Вот и все, я наверно, уеду…» Забылся автор романса, но помним хозяйку конкурса, музыкального редактора радио Людмилу Самохвалову. И еще ее же радиоспектакль с участием актеров русского театра драмы.
Не хватит бумаги, чтобы хотя бы бегло назвать все конкурсы, которые радио устраивало для своих слушателей. Самыми трогательными были те, в которых сбывались детские мечты. Письмо Деду Морозу с подарками от слушателей, сбор книг для Детского дома. Так получилось, что день рождения радио выпал на 1 апреля. Веселый день, всегда с юмором и шутками. Поэтому когда в один из таких дней наш постоянный слушатель выиграл на радио велосипед, он не сразу поверил в чудо. А это было не чудо, а работа коллектива и, конечно, рекламной службы радио, которая все эти годы отвечает за подарки и призы для любимых слушателей.
В эфире футбол и не только…
Трансляция футбольных матчей - наша фишка. Первый репортаж с футбольного матча, который провел информационный редактор Константин Должанский, удался и порадовал слушателей. Со временем они так привыкли к ним, что пропустив передачу, потом звонили на радио, чтобы узнать счет. А перед началом матча уточняли, будет ли трансляция. Но мало кто знает, что один из таких репортажей едва не провалился. Это был футбольный матч в Рудном, в Костанае не было готово поле. Все было продумано и обговорено, но вмешалась погода. В Костанае сильный ветер отключил свет в центре города, и вы бы знали, каких нервов стоил нам этот репортаж.
А еще был автопробег с конкурсом в ТРЦ «KOSTANAY PLAZA», и прямой эфир, из другого ТРЦ – «MART» . Любой слушатель мог там подойти к микрофону и сказать пару слов в адрес радио и его ведущих. Мы никогда не называли их ди-джеями, потому что они не крутили диски, а вели эфир. А радио «КН» для многих стало первой ступенькой в профессии. Вадим Колнобрыцкий ушел на радио Камчатки, а там его нашла телекомпания «Россия – 24». Саунд-дизайнер радио «КН» Марк Торосьян сегодня работает в той же должности на «Русском радио» в Москве. Наша королева красоты Наталья Протасова, пришедшая в эфир натурально с таким громким титулом, уехала работать на "Русское радио Азия", а сегодня она профи в сфере ивента. Андрей Чижик, помните такого, вещает в эфире в Белоруссии. А Катя Комиссарова, волею судьбы, ухитрилась поработать (правда не очень долго) и в Корее на русскоязычном радио. Турсын Букабаев появился в нашем эфире весной 1999-го. И мы красиво и грамотно зазвучали на казахском языке. Потом в его жизни появилось Агентство "Хабар".
Да разве назовешь всех, кто начинал у нас свой путь в эфир или просто в большую жизнь? Первого апреля многие выходят на связь и поздравляют свое радио с днем рождения. И, бывает, фоном идет наша передача. В интернете тысячи станций, но стоит забить в поисковике заветные слова «Радио КН», и вы тут же будете настроены на знакомую частоту 101, 5 FM.