Семья БУТАМБЕКОВЫХ из города Тобыл любящая и дружная. А еще интернациональная.
Крепкие корни...
Первым меня встречает кот Лео с настороженным взглядом и аристократической походкой. Римма Ибрагимовна берет его на руки. Кот в хозяйских руках расслабляется и не противится нашему приходу. За казахским чаем с молоком и сладостями общаемся с семьей, в которой переплелись не только судьбы, но и кровь разных национальностей.
В гостях мама Риммы Асия Ануаргалиевна Гасанова, в девичестве Мухамеджанова, тоже смешанных кровей: по папе – казашка, по маме – татарка. Ее родители встретились в Магнитогорске во время войны. Вместе строили танковый завод. Мама работала монтажницей, папа – разнорабочим. Молодая семья потом переехала в Семиозерный район, на родину отца Асии. Затем обосновались в Новонежинке, где и родилось трое детей.
Асия Ануаргалиевна там живет и по сей день. Ее супруг азербайджанец, мама – немка. Его она увидела в доме напротив своего. Стали встречаться. Отец Асии – казах – не препятствовал молодым. Разрешил союз, хотя тогда царили нравы строгие: было принято брать супруга одной крови. Дочь сделала верный выбор. Вот уже сорок лет супруги Гасановы счастливы вместе. Воспитали сына и дочь.
– Моя свекровь Эрна Иогановна вообще была уникальным человеком, – рассказывает Асия Ануаргалиевна. – Талантливая на языки. Сама неграмотная, с трудом выводившая свою фамилию, не умеющая читать, зато стоило ей день пообщаться с человеком, как она уже могла разговаривать с ним на его языке. На немецком, казахском, азербайджанском, узбекском, польском... Была очень дипломатичная, со всеми могла найти общий язык во всех смыслах.
На семейные торжества здесь готовят блюда азербайджанской, казахской, татарской, немецкой кухонь. Так что немецкие штрудли соседствуют с казахским бешбармаком, украинский борщ – с азербайджанским хингелом. Последнее блюдо для любимого зятя Аскарбека часто готовит Асия Гасанова. Похожий на бешбармак, но с особым вкусом и технологией приготовления. Сначала нужно обжарить курочку с большим количеством лука. Добавить отварные сочни и по желанию закваску с солью и чесноком.
В Аскарбеке на первый взгляд и не признать казаха. У его отца смешались казахские и немецкие корни, у мамы – польские и украинские. Папа увидел маму на свадьбе ее подруги, и уже на следующий день они поженились. Больше 30 лет прожили вместе. Родили трех сыновей. Аскарбек – младший. Братские узы надежны и крепки, несмотря на разницу в 15 и 13 лет. Мамы уже нет с сыновьями. Но память о ней живет в сердцах близких.
Упругие ветви
Римма получила при рождении имя не азербайджанское и не казахское – древнееврейское. Так звали акушерку, которая ухаживала за Асией Гасановой и даже первой искупала малышку.
– Особо не чувствуем, что мы интернациональная семья, – признается Римма Ибрагимовна. – Как и все готовим на Наурыз бешбармак и баурсаки, на Пасху печем куличи, красим яйца. Обожаем пельмени.
Римма 13 лет трудится в центральной районной детской библиотеке. Работа с детьми ей очень нравится. С Аскарбеком ее познакомила племянница. Два года дружили, а потом поженились. Он первым, еще до сватовства, назвал тещу мамой. Отношения теплые и искренние. «Мой сыночек», – обнимает зятя теща.
Аскарбека Аскарбековича частенько называют Иваном, Сашей. На первый взгляд сложно поверить, что этот светловолосый мужчина с темными глазами – казах. Друзья называют его просто Бек, родные зовут Аскариком. Он дальнобойщик, любящий свою семью.
И Римма, и Аскарбек, в которых смешались разные крови, не относят себя только к одной национальности. Для них в сердце важны оба родителя. О себе говорят, что они метисы. Аскарбек мусульманин, но посещает храм в праздники. В память о маме, которая раньше брала с собой сына в церковь. Да и Бог для него един. Он есть Любовь.
Сыну Римма дала татарское имя. Ждали девочку, а родился мальчик. Глянула на него и поняла – Рамиль.
Они такие разные по крови, характеру, темпераменту... Но их объединяет принадлежность к родовому древу, вобравшему в себя немало корней.
– Мы благодарны родителям, которые научили нас, что главное в жизни – уважение, любовь, понимание и доверие, – говорит Римма Ибрагимовна. – Национальность не важна. Нам с детства рассказывали, что важнее всего поступки человека, а не внешность или пол, или нация. Все вокруг тоже люди. Как и ты. Также учим и своего сына.
...За окном стемнело. Чашек чая выпито немерено. Пора домой. А уходить не хочется из дома, где живет настоящая Любовь. Ведь там, где есть любовь к людям, нет места распрям, ссорам и конфликтам. Там всегда можно найти общий язык. Даже если эти языки разные