Марафон «Шелковый путь» стартовал в Москве, а финиширует в китайском Сиане. 9 599 километров — самая длинная гонка в мире. В Костанай участники (35 стран мира) прибыли в начале недели и разбили бивуак в аэропорту.
Мягкая сила
На входе полицейские и немецкая овчарка. Но главный, Роман — охранник из системы «Шелкового пути». Крупный, в кепке «Silk way» и жилете-разгрузке. Шея обвязана платком, как у ковбоя. К Роману подъезжали машины и он спрашивал об их принадлежности к команде. Однажды, его не поняли и на помощь пришла Анна Несесюк, волонтер-переводчик.
- Which team do you work with? - спросила Анна и передала ответ Роману.
- Бич — это же пляж?
- Уич, а не Бич.
- Уич — это, когда ложиться и помирать, - грустно констатировал Роман. (ВИЧ — прим.ред.)
Юмор у Романа специфический, но это был великолепный охранник. На входе образовался коридор из костанайцев, которые приехали посмотреть на диковинные машины. Самые смелые пытались пройти.
Роман всех встречал доброжелательно.
- Я работник аэропорта. Можно?
- Конечно, - обрадовался Роман, но, вдруг, будто что-то вспомнил. - Проходите, но вначале покажите, пожалуйста, ваш пропуск.
- У меня нет.
По лицу Романа пробежала тень сожаления:
- А браслет?
- А где его взять?
- У организаторов.
- Вот мое рабочее удостоверение.
«Какая жалость, что у такого приятного человека нет браслета» - эту искреннюю грусть выражал собою весь Роман. Его было понятно без слов. Во всех случаях, никто не пытался качать права. И даже злым никто не ушел. Может быть, полицейские, которые видели «мягкую силу» Романа — возьмут ее на заметку. Было бы здорово.
Роману я посвятил много времени — просто он передает антураж и крепкий замок на бивуаке. Что же там происходило, скрытого от глаз? Всем, кто не смог преодолеть Романа, я хочу немного рассказать о лагере.
Бивуак
- Вот эту машину пропустите. Это херхер, - махнул рукой Роман.
Заинтригованный, я двинулся следом и вновь столкнулся со «спецификой речи». Машина обслуживала мойку высокого давления марки «Kärcher» (Керхер). Техники мыли Peugeot 3008 и POLARIS RZR. POLARIS будто вывалился из фильма «Безумный Макс». Странное комбо багги и квадроцикла. Машины принадлежали французам. Вообще, на бивуаке я, чаще всего, слышал русский, французский и китайский языки. Английский здесь не рулил.
В очереди стоял капотник «Iveco PowerStar» казахстанского пилота Артура Ардавичуса. Я обрадовался, но техник махнул в сторону бивуака и сказал «Там». Идем дальше.
Бивуак - по левому краю палатки организаторов, маркетинга, медиков. В центре: бар, диджейский пульт, бескаркасные кресла с полистироловыми шариками. Перед баром самое оживленное место — две палатки с едой. Запах кофе.
Серые и красные
Салат из отварной говядины. Суп рассольник с говядиной. Стейк из лосося. Тефтели из говядины в томатном соусе. Цветная капуста в сливках. Фрукты, ягоды, соки, джемы, печенья и т.д. По принципу - берешь поднос и накладываешь. Еще было белое вино и пиво в банках. Мне было нельзя, но я выпил стакан сока и съел яблоко. После этого у меня заболел живот.
Почему нельзя? Каждый в бивуаке носил браслеты. Было круто, как я понял, иметь красный. Его обладатель мог есть, пить все, что видел и все такое прочее. У меня был серый — он служил только пропуском.
Вообще, бивуак удивил меня четкой градацией. О таком я читал про авианосцы. Экипаж катапульты — зеленый. Сигнальщики посадки вертолетов — красный шлем, зеленый комбинезон и так далее. Все жители бивуака носили футболки в тигриную полоску. Тигр — символ марафона. Но цвет был разный. Медики в белых футболках. Охрана — серые, сопровождающая пресса - серо-желтые, организаторы — красные, питание — зеленые, транспортники — синие и т.д.
Это удобная практика, взятая у военных. После этого, я стал настойчиво ощущать себя на палубе авианосца. Только человека на корабле качает. А в лагере трясет. Имею в виду моторы — у раллийных грузовиков в двигателях в среднем 1000 лошадиных сил. Когда Т4 проезжает мимо, эту мощь чувствуешь кожей. То здесь, то там раздавался визг винтовертов. Это техники под диодными фонарями устраняли поломки. Бивуак так и жил — в центре зона еды и релаксации, по периметру рабочие, спальные кварталы и биотуалеты.
Артур
Самым пафосным был лагерь «Peugeot». Машины расставлены буквой «П», везде очень аккуратно. Рай для перфекциониста. Дальше «КАМАЗ», «МАЗ», «Татра», «Hino Team Sugawara», «Renault». Вот, наконец, «Petronas Team De Rooy Iveco» - команда Артура Ардавичуса.
Я нашел пилота. У Артура живой, яркий язык. «Мой папа литовец, бывший военный. Встретил в Алма-Ате маму-казашку, и случилась любовь…» - объясняет он тем, кто удивляется диссонансу его имени и восточной внешности. По пути марафона, кстати, будет село Урджар (ВКО), где в детском доме выросла его мама.
- С ВКО у вас особые отношения. А с Костанаем?
- Я 4 года отдал здесь бизнесу. В 90-тые годы занимался зерном. Державинка, Есиль, Костанай, Аркалык - мои деловые маршруты.
- Может эти знания пригодятся на 4 этапе?
- Элеваторы родные я узнаю, - рассмеялся Артур.
- Как вам третий этап до Костаная?
- Быстрый, пыльный, рулежный. Извилистые треки, нужно крутить рулем по секундам. Постоянное переключение, торможение, разгон, торможение. А еще холмы. То спуск, то подъем...
- Как в жизни.
- Ралли — это и есть жизнь. Только здесь секунды очень много значат.
- В жизни тоже.
- Только в ралли это понимаешь, а в жизни нет. Здесь год прошел, второй — а ты на том же месте...
Артур сегодня проснулся в 4 утра и торопился закончить дела, чтобы выспаться. Напоследок он показал трейлер для ночевки. Тесно - капсула для сна, а рядом для вещей.
Пфф
Стемнело. В центре на большой жаровне готовили мясо барбекю. Бар сиял бутылками. Диджей ставил электронную музыку. Его напарник цеплялся к девушкам. Девушки были эффектные — в раллийных красных куртках, в коротких шортах и юбках. Ноги, как «Шелковый путь». Не 9 000 километров, конечно, но тоже длинные. Всего возле бара их было около десятка. Они не танцевали, а слегка двигали корпусом в такт музыке. Назначение девушек я не понял. Наверное, раллийная эстетика.
- Девушки, а почему вас не кусают комары?
Микрофон был далеко, но мне, кажется, девушка ответила: «Потому что ноги из пластмассы». «Ха-ха» — рассмеялся автор вопроса, но не отстал. Я бы послушал, но мне надо было уходить. По дороге заглянул в сувенирную лавку. Кепка — 2000 рублей.
- Для вашего бизнеса вреден запрет на вход в бивуак, - говорю.
- Что поделать, - развел руками продавец. - Но запрета нет. В Чебоксарах, например, за 10 000 рублей можно было зайти.
- И что — были желающие?
- Пфф, - фыркнул собеседник.
По интонации я понял «пфф», как «конечно, были».
В общем, я как мог, сэкономил вам 50 000 тенге. Конец.
П.С. Хотя нет - здесь в финале, должен быть Ардавичус со своим: «Ралли — это и есть жизнь»... Утром, во вторник, команды вышли на старт четвертого этапа. Их ждала самая длинная дистанция марафона — 909 километров и следующий бивуак в Астане. В Сиань команды прибудут 22 июля. Хороший информативный сайт для отслеживания гонки: www.silkwayrally.com
Альбом с фото здесь >>>>>