И это причина того, что шорт-трекисты не попадают в сборную от области. В других городах ребята уже месяц занимаются на льду, а наши вынуждены набираться опыта… на парковке!
Что-то пошло не так…
В прошлый четверг мы писали о том, что возмущенные родители костанайских спортсменов пришли в редакцию «КН». После публикации мы решили сами посетить тренировки, чтобы разобраться в ситуации.
Уже третий год костанайские шорт-трекисты, конькобежцы и фигуристы выходят на лед не раньше середины сентября, хотя до ремонта Ледового дворца в 2016 году они всегда начинали ледовые тренировки в первых числах августа. А потом что-то пошло не так. В первый год после ремонта спортсмены вышли на лед и вовсе в середине октября, в прошлом году – 14 сентября. Сегодня на календаре 12-е, но льда по-прежнему нет. В итоге костанайцы начинают проигрывать рудничанам еще при отборе в сборную команду области. В итоге, понятное дело, проигрывает вся наша сборная.
– А нам потом задают вопрос: почему шорт-трек в Костанае отстает от Рудного? И никто не вникает в наши проблемы, – сетует Илья Афанасьев. – Рудничане с 10 августа на льду, у них шесть тренеров на отделении, а у нас два. Возможно, скоро я останусь один. Виктория Валерьевна, второй тренер, собирается в декретный отпуск. Не раз мы обращались к руководству Ледового дворца с вопросом: почему не готовите лед? Нам отвечали, что никто не давал команду из акимата. Мы ходили в городской отдел спорта, нам обещали, что с 1 сентября будет лед. Во время проверки оборудования даже аким города обещал, что лед будет к сентябрю. И до сих пор ничего не сделано. Мы забили тревогу, и вот в конце прошлой недели площадку начали готовить, остужать плиту, наносить разметку. Пока все сделают, мы снова выйдем на полноценные тренировки только в начале следующей недели.
Потенциал есть
Секция шорт-трека принадлежит ДЮСШ №3. Здесь уже семь лет тренируют детей супруги Илья и Виктория Афанасьевы. До них с 2006 года в городе шорт-трек поднимали супруги Гамидовы. Они воспитали участников Олимпийских игр Дениса Никишу, Еркебулана Шамуханова. Но потом тренеры и спортсмены уехали и сегодня выступают за другие области, в которых им предложили лучшие условия.
- Я училась на втором курсе пединститута, когда меня пригласили поработать тренером. Тогда Гамидовы уже уехали и тренеров не хватало. Илья Рашитович работал один, а детей было много, – говорит Виктория Афанасьева. – Сегодня на двоих у нас полсотни спортсменов, с шести лет и до 21 года.
Самая опытная в костанайской команде Алия Амиргалиева, мастер спорта международного класса. На Всемирной универсиаде в этом году Алия заняла третье место в эстафете. Сейчас она на сборах в столице. Костанайцы показывают неплохие результаты, сегодня 15 из них входят в состав сборной области. В январе этого года звание мастера спорта на Кубке Казахстана выполнил Максим Андреев. Он же был призером республиканских Молодежных игр.
На удачу
8 сентября у спортсменов должны были состояться первые отборочные соревнования перед чемпионатом Казахстана. Но войдя в положение, рудненские тренеры по шорт-треку согласились передвинуть сроки на 15 сентября. Но и до этого времени костанайцы не успеют опробовать лед.
– Мы пробежим эти отборочные соревнования, как говорится, на удачу. Кто будет силен, тому и повезет. Ребята не бегали на льду пять месяцев. А спортсменам 2006 года и младше, у которых будет проходить отбор на чемпионат страны, еще тяжелее. У них мало опыта, им труднее привыкнуть ко льду. А чтобы адаптироваться, нужно как минимум две недели, – отмечает Илья Афанасьев.
Тренеры пытаются выйти из ситуации, отвозя раз в неделю восемь ребят в Рудный, на тренировки. Но это ведь не выход. Для чего тогда свой Ледовый дворец?
– После ремонта Дворца купили дорогое оборудование для заморозки льда. Оно позволяет запустить здание даже летом, при любой температуре. Такое же оборудование стоит и в других городах. В Кызылорде, например, вообще 40 градусов жары, а они работают даже летом, – говорит Илья Рашитович. – Есть огрехи и в ремонте. Бывает, с крыши капает конденсат и на льду растут шишки. А шорт-трек - это такой вид спорта, в котором из-за одной соринки можно слететь со льда и получить травму.
Когда?!
За ответом на этот вопрос «КН» обратились в городской отдел спорта. Руководитель на больничном, его обязанности выполняет главный специалист Ляззат Бейсенова. Она сообщила, что заливку льда уже начали. Почему так поздно? Из-за погоды.
– В августе было очень жарко. А чтобы залить лед, несколько ночей температура не должна быть выше десяти градусов, - ответила специалист. – А еще проводились профилактические работы в Ледовом дворце, и в те же сроки, когда во всем городе отключали горячую воду. Это было в конце августа. Залить лед во Дворце не так просто, как на уличном катке, нужно как минимум 15 дней.
На вопрос, когда же ребята смогут вовремя выходить на лед, Бейсенова ответила, цитируем дословно: «Возможно, после того, как будет построен новый Ледовый дворец».
Остается ждать. А время, это, пожалуй, самое дорогое, что есть у спортсменов. И сегодня оно работает против них. К тому же есть масса других проблем. У ребят нет разминочного зала. «Сухая» тренировка все лето проходит на... автомобильной парковке рядом с Ледовым дворцом. Оказывается, в спортивном сооружении не предусмотрен разминочный зал, не говоря о тренажерном.
– Мы ведь ездим по всем городам и видим небольшие Ледовые дворцы, как и у нас, с разминочными залами, - говорит Илья Рашитович. - Маленькие или большие, но они есть. В плохую погоду, в дождь, когда ветер или жара под 40 градусов, детей не пускают под крышу. Нас выгоняют, говоря, что сезон еще не начался. Хотя мы всегда были здесь как родные.
А еще у спортсменов долгое время не было своей раздевалки. Мальчики и девочки переодевались в одном помещении. Три месяца они воевали с администрацией и с большим трудом добились своего.
- И, конечно же, нам очень не хватает тренеров, - говорит Илья Афанасьев. – Мало кто соглашается работать за невысокую зарплату. Она повышается, когда ребята подрастают и начинают показывать результаты. А это время. За мое время было четыре тренера, и все ушли через два-три месяца. Такое желание возникало и у нас, но когда любишь этот спорт и этих ребят, жалко все бросать. Держимся на энтузиазме и верим в лучшее…
«А мы на суше…»
18-летний Алишер Бурумбаев на чемпионате Казахстана в 2017 году стал первым в эстафете. Он учится на спортфаке в Костанайском социально-техническом колледже и хочет в будущем стать тренером по шорт-треку.
– Семь лет назад к нам в школу пришел Илья Рашитович и предложил прийти на тренировки по шорт-треку. Я заинтересовался. Хотелось, если честно, больше научиться кататься на коньках, – говорит Алишер. – Обидно, что другие города уже месяц занимаются на льду, а мы все еще на «суше». Очень хочется на лед. После того как в прошлом году сразу вышли на соревнования, очень болели ноги и стопы, ведь на земле работают другие мышцы. Неподготовленность плюс волнение, и я откатал тогда на чемпионате области очень плохо.
«Не сдадимся!»
Больше десяти родителей пришли на встречу с нами.
Сыновья Ирины Глобы и Натальи Бауэр познакомились на первой тренировке и до сих пор дружат. Миша и Егор уже пять лет занимаются шорт-треком.
– Если не помогут родители, то кто? Третий год подряд мы бьемся с этой проблемой, - говорит Ирина Глоба. – И каждый год одно и то же, но всё чего-то ждем и надеемся. Такое чувство, что нас выживают, а мы упираемся. Если ситуация не улучшится, дойдем до Президента!
– Вроде в 2020 году обещают современный Ледовый дворец со всеми удобствами. Но мы сомневаемся, что нас туда пустят. Он будет частный, а ДЮСШ больших денег не приносит, – считает Наталья Бауэр. – Сын мечтает стать известным спортсменом. После встречи в столице с титулованными спортсменами со всего мира он привез плакат с их автографами и сказал, что мечтает стать таким же.
– Посмотрите, дети выполняют очень тяжелые упражнения и им надо все это закрепить на льду, а иначе какой толк? - говорит Галина Овсянникова. И показывает на ребят, которые, балансируют стоя на специальных мячах. – Моя дочь очень переживает, говорит, как же на соревнования ехать без подготовки?
Марина ПЕРВУХИНА
Фото Сергея МИРОНОВА