Более 20 лет назад Норвегия начала вкладывать доходы от нефтедобычи в специальный резервный фонд, который к сентябрю 2016 года достиг 882 миллиардов долларов и вдвое превысил ВВП страны. Со ссылкой на журнал The Economist, сообщает сайт Politikan.net
Норвежский нефтяной (пенсионный) фонд (Statens pensjonsfond utland, SPU) был создан в 1990 году как стабилизационный резерв для будущих поколений. Норвежское правительство начало вкладывать прибыль от нефтедобычи в различные иностранные компании и облигации. На сегодняшний день это 9 тысяч компаний по всему миру и более 1% мировой экономики.
Особенность резервного фонда Норвегии в том, что правительство страны управляет им исходя из принципов бережливости и прозрачности. Любой гражданин может следить за инвестиционным потоком в режиме онлайн. Правительство не имеет права тратить из него больше 4% годового дохода. Основной капитал при этом остаётся неприкосновенным.
Сейчас, на фоне падения цен на нефть, в Норвегии начал возникать вопрос - что же делать с деньгами резервного фонда?
Как пишет Economist, граждане Норвегии, из которых 5,2 миллиона человек являются самыми состоятельными людьми в мире, уже не боятся выставлять богатство напоказ. Многие люди младше 50 лет при этом вообще не знают, что страна когда-то прозябала в бедности.
По мнению одних - деньги нужно активнее инвестировать в различные предприятия, так как на данный момент фонд приносит всего 5,5% прибыли годовых, что является довольно скромным показателем.
Другие предлагают вкладывать в экономики развивающихся стран, на что противники таких предложений говорят об отсутствии выгодных предложений в этих странах.
Но главная проблема - это этический момент. Так фонд не инвестирует деньги в компании, производящие «сомнительный продукт»: например, табачные фабрики и оружейные заводы, бизнес, наносящий ущерб экологии или использующий детский труд. Поэтому около 1% инвестиционного портфеля фонда является «зелёным».