Космонавты смогут совершить только один полет к Марсу без существенного риска для здоровья. К такому выводу пришли ученые, изучив показатели приборов на борту российско-европейского орбитального зонда миссии "ЭкзоМарс" Trace Gas Orbiter (TGO). Как отмечает портал "N+1", главная опасность для экипажа космического корабля кроется в высоком уровне радиации, связанном с галактическими космическими лучами.
Анализируя данные дозиметрического модуля "Люлин-МО", установленного на борту TGO, Игорь Митрофанов и его коллеги из Института космических исследований РАН, Института медико-биологических проблем РАН и Института космических исследований и технологий Болгарской академии наук пришли к следующему выводу: "Во время шестимесячного полета к Марсу и возвращения на Землю экипаж космического корабля получит примерно 60 процентов от дозы радиации, максимально допустимой для всей карьеры космонавта или астронавта, если полет будет осуществляться во время сниженной солнечной активности".
Аналогичные результаты показывали данные прибора RAD на борту марсохода Curiosity. Как тогда выяснилось, во время путешествия человек может получить дозу радиации, сопоставимую с предельно допустимой - примерно 0,66 зиверта, 95 процентов которой приходится на галактические космические лучи и лишь 5 процентов - на излучение Солнца.
Примечательно, что данные, полученные благодаря зонду Trace Gas Orbiter, показали, что уровень радиации в открытом космосе был примерно на 20 процентов выше, чем во время полета Curiosity. Ученые объясняют этот факт тем, что уровень солнечной активности в этот период был минимальным, из-за чего повысилась частота "обстрела" зонда и всех планет космическими лучами из межзвездной среды.
Как уточняет "N+1", в среднем космонавт, путешествующий примерно год к Марсу, получит примерно 0,7 зиверта ионизирующего излучения (около 73 рентген), что является чрезвычайно высокой дозой. Так, на борту МКС космонавты получают примерно 0,3 зиверта в год, а на Земле около 2,4 миллизиверта. Более того, непосредственно на орбите Марса уровень радиации был еще выше, а замеры на самой поверхности планеты пока не были проведены российскими и европейскими учеными.
В 2014 году в ходе наблюдений на лунной орбите при помощи детектора космических лучей CRaTER, установленного на борту зонда LRO, выяснилось, что риск онкологических заболеваний у космонавтов после 500-дневного полета к Марсу повысится на 4-5 процентов.
Отметим, что в декабре прошлого года руководство Европейского союза исключило из секторальных экономических санкций против России ракетное топливо, которое необходимо для российско-европейского проекта по освоению Марса ExoMars. В 2020 году в рамках проекта на Марс должен быть доставлен автоматический марсоход с комплексом научной аппаратуры "Пастер" для изучения поверхности и атмосферы планеты. После этого, по замыслу, посадочная платформа марсохода начнет работу как долгоживущая автономная научная станция для изучения состава и свойств Марса.