Русский драматический театр закончил театральный сезон легким, искрометным водевилем «Беда от нежного сердца», словно незримо договорившись со зрителем не отягощать жаркое лето вселенскими вопросами бытия.
Диплом – лишь веха в жизни этих актеров.
На этом можно было бы и ставить точку, если бы не одно событие, оставшееся незамеченным для театральной публики, но имеющее важное значение для самой труппы: сразу девять артистов получили дипломы Челябинской академии культуры и искусств.
Зрители не знали, что все три финальных спектакля, – «Звезды на утреннем небе», «Ночь лунного затмения» и упомянутый водевиль – были дипломными работами артистов. Находящиеся в зале доцент Челябинской академии, заслуженная артистка РФ Марина Аничкова и Сергей Чекурчиков, артист Большого драматического театра им. Орлова, ведущий курса, постановщик, искренне переживали за своих подопечных. Вот они – Кудайберген Айдосов, Ольга Муляк, Александра Одегова, Людмила Ульянова, Александр Кузнецов, Александр Баскаков, Максим Слепченков, Татьяна Заводовская, Лариса Байгунусова.
Честно говоря, многие из этих ребят для зрителя – давно сформировавшиеся актеры. Я, например, видел, как играли на двух международных фестивалях Александр Кузнецов, Максим Слепченков, Кудайберген Айдосов… Да что фестивали: в течение только последнего года с его одиннадцатью премьерными спектаклями эти и другие артисты показывали свое артистическое дарование во всей палитре разножанровых постановок: драма, лирическая комедия, трагедия… Естественно, что в этих работах при критическом взгляде всегда можно было найти огрехи. Но такова специфика живого театра.
Однако она вовсе не снимает для директора театра Юрия Ивлева или главного режиссера Александра Лиопы кадровую проблему. Советская практика, когда в театр молодые выпускники приезжали по распределению вузов, кончилась 20 лет назад. С тех пор ни один из дипломированных профессионалов не приехал к нам в Костанай из Алматы или Астаны – молодежь предпочитала оставаться в столицах. Уделом же провинциального театра стало самостоятельно искать и готовить творческий «подлесок».
Подающих надежды хватало всегда. Однако пройдя через экзамены и отборочный фильтр творческой студии заслуженного артиста РК Виктора Крепкина, лишь некоторые попадали во вспомогательный состав труппы. Это все равно, что вас зачислили в летный отряд, но самолет вам никто не доверит. Сцена так и будет лишь вашей мечтой.
«С другой стороны, очень сложно организовывать учебу и работу, которая требует, чтобы вся труппа была задействована на сцене, – говорит мне завлитературной частью театра кандидат филологических наук Татьяна Созина. – Тебе, например, надо ехать на сессию, а как же быть с планом спектаклей? Ломать все под тебя, любимого? А если вас таких несколько?»
Однако при всем очевидном факте, что студенческие сессии и спектакли – вещи несовместимые, двери Русского драматического театра не закрывались. Юрий Ивлев, будучи сам корнями из артистической среды Челябинска, два года торил путь к сердцам академиков из местной альма матер, убеждая сделать для костанайцев режим наибольшего учебного благоприятствования. В итоге в стенах академии культуры и искусств появился очно-заочный курс исключительно для будущих артистов Костаная.
Главный режиссер Александр Лиопа: «Учебный процесс мы организовывали на базе театра, приглашая педагогов из Костанайского госуниверситета, из пединститута, но базовая программа остается за Челябинской академией, педагоги которой регулярно приезжают к нам».
Марина Аничкова: «Вот только что выпустили ваших дипломников, а кроме них еще пятеро костанайских студийцев у нас на втором курсе занимаются. Мне нравится, что ваши ребята жадно впитывают знания. Ведь они уже состоявшиеся актеры, но учатся живо, с интересом».
Хорошее дело. Оно не отражается буквами на театральных афишах, но здорово срабатывает на театральных симпатиях зрителей.
Анатолий Ермолович
Фото автора