В двадцать один год ему приходится самостоятельно решать непростую проблему. Он не может получить гражданство страны, в которой родился, и не хочет уезжать в страну, гражданином которой является. Как так вышло?
Место рождения
– Нет смысла воевать, если нет воли к победе. Это не я сказал. Это девиз генерала Мак-Артура. Но какая разница, кто сказал. Главное – слова правильные...
Мы сидим возле Аркалыкского государственного педагогического института. В этом году Анзори САМХАРАДЗЕ закончил его, получил диплом. Теперь перед ним две дороги. Одна прямая и проторенная родственниками: в Грузии теперь живут мама и другие родные. Брат и сестра тоже там. Учатся. Несмотря на то что вначале были некоторые сложности с языком, быстро освоились и втянулись. Ждут Анзори. А у него и гражданство уже есть. Не нужно бегать с бумагами и справками, хлопотать...
Анзори САМХАРАДЗЕ: «Я поеду в Грузию, посмотрю на страну предков. И... вернусь».
Другой путь – остаться здесь и получить вид на жительство. Опять бесконечные хождения по инстанциям и мытарства с документами. Он уже, впрочем, привык. Потому что в шестнадцать лет Анзори так и не получил документ, удостоверяющий личность. Получил его в двадцать. И не казахстанский, а... грузинский.
Родился он здесь, в Аркалыке. Семье тогда пришлось сюда приехать, дед попал в беду. Да так и остались. Правда, по словам Анзори, родители всегда жили надеждой уехать обратно в Грузию. Даже сына, который в 1993 году появился на свет в Аркалыкском роддоме, отец записал... в Грузии. Каким-то неведомым путем получил для него грузинское свидетельство о рождении. Это и сделало взрослую жизнь парня непростой. Очень долго не могли получить удостоверение. Пришлось обращаться в посольство Грузии. Там Анзори сказали, что в такой ситуации гораздо проще получить грузинский паспорт. Так и сделали. Тем более что семья все равно собиралась уезжать...
Все сложно
– Я поеду в Грузию, – Анзори рассказывает о том, как сложилось все у его сестры и брата, говорит, как здорово может сложиться у него. – Поеду, посмотрю хоть на страну предков. И... вернусь.
Уезжать он не хочет. Несмотря на то, что хлопот будет много. В ДВД Костанайской области пояснили: для того чтобы получить гражданство Казахстана, Самхарадзе придется сначала получить вид на жительство, потом отказаться от гражданства Грузии, получить удостоверение лица без гражданства и только потом уже претендовать на гражданство РК. У Казахстана есть упрощенный порядок получения гражданства, но это соглашение заключено только с Россией, Белоруссией и Киргизией. Грузия, увы, в этот список не входит.
А еще возможно, Анзори придется, согласно Правилам подтверждения иностранными гражданами и лицами без гражданства, претендующими на получение разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан, своей платежеспособности в период пребывания в Республике Казахстан, подтверждать ту самую платежеспособность и иметь на счету в банке 2444640 тенге. Мама Анзори (которая сейчас проживает в Грузии) имеет гражданство Казахстана, вид на жительство есть у отца.
Однако, по закону платежеспособность не нужно подтверждать тому, кто родился на территории РК. По словам Анзори, несмотря на то, что свидетельство о рождении его получено в Грузии, местом рождения значится Аркалык. В миграционной полиции по этому поводу пока ничего сказать не могут. Будет направлен запрос в Астану, судьбу молодого человека решат там.
Анзори говорит, что уже пытался собирать документы. Но пока учился и пытался работать, не успевал сделать все разом. Вот и получалось, что к тому времени, как соберет Самхарадзе справку 086-у, требование о судимости да копию паспорта с автобиографией, уже истекут сроки справки на ВИЧ. Приходится снова идти по кругу.
Но теперь он намерен не прерывать процесс оформления документов. И даже тот факт, что получение гражданства может затянуться не на один год, его не пугает. Почему?
Туризм, телеэфир и так далее
– Знаете, как у меня тема дипломной работы называется? «Перспектива сотрудничества Казахстана и Грузии в сфере туризма». Мне хочется, чтобы в дальнейшем это было не просто темой работы, а возможно, самой работой. Правда, пока еще перспектив у этого сотрудничества немного. Но можно же найти пути.
Несмотря на перипетии с документами, Анзори учился бесплатно. ЕНТ сдал хорошо, получил студенческую визу на время обучения и грант от государства – учился на учителя географии. Да еще и работать во время учебы умудрялся. Несмотря на то, что иностранец. Договаривался с подругой – она устраивалась на работу, а работали вместе. Зарплату делили пополам. Неофициально, по дружбе.
Анзори Самхарадзе в Аркалыке хорошо знают. Очень творческая и яркая личность. Он, пока учился, писал сценарии для праздника новогодней елки акима города, перевоплощался в разных персонажей, вел детскую передачу на местном телевидении. Сам придумывал яркие образы, сам воплощал. И говорит, что любит свой край, уезжать отсюда совсем не хочет. Наоборот – намерен принести пользу Костанайской области. Да еще ведь тут у него дедушка с бабушкой. Они уже старенькие, часто болеют. Из всей семьи здесь постоянно только Анзори. Он за ними присматривает и помогает.
...Быть иностранцем в родном краю непросто. Миграционная полиция постоянно в курсе его передвижений по городу, выехать за пределы региона можно только со специальной справкой. Но он не унывает. Надеется, что все преграды удастся преодолеть.
P.S. О ситуации, в которой сейчас находится Анзори, мы рассказали Анастасии Миллер, главе Костанайского филиала Казахстанского бюро по правам человека. Возможно, там смогут каким-то образом помочь молодому человеку. Хотя бы разобраться в его запутанной истории с документами.