Что происходит во власти после парламентских выборов в Казахстане.
Сразу после выборов в Мажилис, подводя их итоги на полосе «Политика» мы написали: «Главное, что будет после». Потому что картина по победившим политическим партиям была не просто ожидаемой – она получилась копией выборов пятилетней давности. 76 депутатских мест у «Нур Отана», 10 – у «Народной партии Казахстана» и 12 – у «Ак жола». Девять мест заняли представители Ассамблеи народа Казахстана.
Распределившись по профильным комитетам, депутаты нижней палаты Парламента приступили к своей важной функции: с ними должны были согласовать кандидатуры министров. Против предложенных кандидатов не был никто. В правительстве в итоге появились из 17 всего два новых министра: нацэкономики – Асет Иргалиев, труда и соцзащиты – Серик Шапкенов. Обратил на себя внимание факт, что Дарига Назарбаева, которую совсем недавно Президент снял с поста спикера Сената, снова в составе Парламента.
Самым обсуждаемым в обществе было назначение на должность вице-министра культуры и спорта бывшего акима Шымкента Габидуллы Абдрахимова. Эту свою должность он потерял полтора года назад с формулировкой «за исчерпание кредита политического доверия». До новых правительственных назначений ходил в советниках премьер-министра. Но новый состав Мажилиса к новому назначению Абдрахимова отношения не имеет – это решение правительства.
Депутат Мажилиса Екатерина Смышляева, представляющая Костанайскую область, в парламентских стенах новичок. Но, по ее мнению, сменяемость, ротация старых кадров должна быть разумной.
– Рокировка не должна распространяться на всех. Должна быть и преемственность. На мой взгляд, кабинет министров сформирован нормальный, – говорит депутат. Из ее первых впечатлений:
– Вопреки расхожему мнению у депутатов очень много работы. Только что прошло обсуждение законопроекта о местном самоуправлении, о расширении его полномочий. Завтра должна состояться презентация главного законопроекта для нашего профильного комитета по экономическим реформам и региональному развитию – о промышленной политике.
В рабочем режиме и правительство. На прошлой неделе с участием Касым-Жомарта Токаева прошло его расширенное заседание. Президент говорил о поддержке малого и среднего бизнеса, много критиковал – за дутые цифры по доле местного содержания в госзакупках, по программе трудоустройства, по работе свободных экономических зон, за взлетевшие в условиях пандемии цены на продукты. Предполагается реформировать систему управления инвестициями, в том числе внешними (министр иностранных дел стал одним из вице-премьеров). А также создать Агентство по борьбе с экономическими преступлениями (по данным Всемирного банка, «серая зона» экономики Казахстана – это 40% от его ВВП).
Спустя три дня прошло заседание Высшего совета по реформам. Обсуждались Национальный план развития Казахстана до 2025 года и проект плана приватизации на пять лет. Государство собирается передать активы в 5 триллионов тенге в частный конкурентный сектор. Токаев поставил задачу: улучшить позиции Казахстана в международных рейтингах. В частности, по показателям знаний учащихся, уровню цифровизации и... индексу верховенства закона.