Чего хочет народ от депутатов? Зачем бизнесмену мандат? Почему дорогое мясо? И нужно ли народным избранникам платить зарплату? Об этом в интервью с Анатолием ЗЛЫМ, депутатом облмаслихата нового созыва, руководителем ТОО «ЖК Ленинское» (р-н Б.Майлина).
Выборы
– Анатолий, первый мандат и сразу не районный, не городской, а областной маслихат. Зачем успешному и занятому бизнесмену идти в депутаты?
– До выборов был праймериз. Я принял в нем активное участие в районе Беимбета Майлина. Там, где у меня предприятие, в которое мы инвестируем, создаем рабочие места... В районном праймериз я занял первое место. Но это партийный список, руководство «Нур Отана» решает, кому выдать мандат. Мне оказали огромное доверие. Я до последнего не знал, стану ли депутатом областного маслихата.
– SMS-кой уведомили?
– Напрасно иронизируете. В праймериз была проделана большая работа с населением, понятно, что пандемия внесла в нее коррективы. Руководители партии смотрели, как кандидаты проводили предвыборную кампанию: сколько было встреч с избирателями, какой отклик был на акции «От двери к двери», на канвассинги. Встречи с избирателями – большой и полезный опыт. Что важно, люди не высказывали недовольство властью. При этом, конечно, озвучивали проблемы: качество дорог, отсутствие газа, водопроводов и так далее. Общий настрой был такой: лишь бы не было хуже. И это понятно: кризис, вызванный пандемией, во всем мире. А еще люди смотрят на то, что происходит в Беларуси, Кыргызстане... И говорят нам: нужно сохранить стабильность. Несмотря на пандемию, у нас пенсии, заплаты выдают вовремя, дороги чистят, больницы работают и так далее...
– Новый формат выборов в представительные органы власти себя оправдал?
– Вопрос, думаю, преждевременный. Ближайшее будущее даст ответ. Праймериз дал возможность выйти на арену людям, у которых есть идеи и они знают, как их реализовать. Это не диванные критики, они не приняли участие в праймериз – так и остались сидеть с пультом у телевизора, вслух, как в известном фильме, ругая всех подряд. Партия поменяла формат, не просто через СМИ, не с помощью наружной рекламы, а на встречах – лицом к лицу с населением озвучивала свои планы. Я не хочу обидеть другие партии, уважаю их. Но именно «Нур Отан» не просто взял одну программу и с ней пошел к людям. Программ по регионам больше двухсот – они конкретные, подкреплены реальными возможностями. У нас в районе тоже есть такая программа. В ней четко прописано, что мы будем делать в ближайшие пять лет. То есть продумана стратегия, без которой жить невозможно.
– В комиссии по каким вопросам Вы видите себя в областном маслихате? Будете аграрным лобби?
– Тут вы меня не укусите! Да, казалось бы, мне нужно было быть в аграрной теме, сразу в поддержку коллег. Но я аграрник, и я... в комиссии облмаслихата по вопросам социальной сферы, работе с молодежью и неправительственными организациями. И там тоже нужно экспертное мнение. Вот у меня предприятие, и разве в нем нет социальных проблем? Или в районе нет этих проблем? Они есть везде, важно их минимизировать. Мне эти темы близки и знакомы в связи с тем, что я работал в неправительственном секторе, занимался с молодежью.
Маслихат
– При этом в вашей предвыборной программе много внимания уделено путям решения проблем бизнеса...
– Да, простой пример, который касается многих сельских предпринимателей. Если бы мне разрешили построить животноводческий комплекс в центре Костаная, то его оценочная стоимость была бы высока – можно было бы перекрыть все кредиты и не нужно никаких залогов. Проблема большая и не новая, я ее озвучивал и сам сталкиваюсь с ней: банки сильно занижают залог в сельской местности. Где быть тогда агробизнесу, как не в сельской местности?! А банкиры приезжают в район, видят там прекрасный животноводческий комплекс, берут его в залог при выдаче кредитов, но сумму этого залога значительно занижают только потому, что он на селе.
– Решение этой проблемы всё же не на областном уровне, а на столичном...
– Да. Но кто нам запрещает обобщать мнение депутатов?! Мы-то работаем на селе. Безусловно, это и совместная работа с Палатой предпринимателей «Атамекен». Что же касается работы в облмаслихате, то буду стараться, чтобы лишняя копейка не прошла мимо нашего района Беимбета Майлина. Это прекрасный район. Я не его уроженец, я из Сарыколя. Но по воле судьбы инвестирую деньги в район Беимбета Майлина. Открыл там бизнес, и мне он очень близок. Близки и люди, которые трудятся у меня на предприятии, я их поддерживаю. Работа с молодежью, инфраструктура – проблем масса, и я буду заниматься их решением совместно с акимом и предпринимателями района. Они патриоты. Патриоты родного края – люди, которые после учебы в городе вернулись домой. Такая молодежь есть, и для них, для их детей нужно создавать условия, облагораживать район. И все это происходит.
Бизнес
– Отойдем от темы, но не могу не спросить: как пандемия отразилась на вашем бизнесе?
– Если до пандемии мы планировали увеличивать обороты, наращивать мясное поголовье, то сейчас стремимся закрепиться на достигнутых позициях. Я, как председатель Союза свиноводческих хозяйств Казахстана, а их более 30 в стране, и мои коллеги – все в один голос заявили Минсельхозу: мы не поднимаем цены. И это при том что сильно подорожали ячмень и пшеница.
– Вам верю, но дальше идут посредники...
– Да, вот где проблема – я производитель и вижу, что цены на мясо на прилавках накручены в разы. Это все влияет на покупательскую способность. Чтобы мы могли продавать напрямую, нужна бойня и переработка, этим мы и занимаемся. Государство с нами заодно: акимат, например, сделал дорогу к моему комплексу. Чтобы, когда наладим бойню, переработку, весной и осенью машины могли проехать. Работаем над тем, чтобы приблизить день, когда я буду продавать мясо населению напрямую, и это будет абсолютно другая цена.
Пандемия в очередной раз показала, что нефть, газ – это все здорово, это необходимо стране. Но нужно развивать непосредственно сельское хозяйство, кормить людей и доводить дело до конечного продукта. Надо мыслить шире: полный цикл производства – одна из главных составляющих продовольственной безопасности страны.
Важно
– На фоне бюджета области это капля в море – зарплатный фонд для депутатов. И этот вопрос иногда поднимался: нужно ли депутатам областного маслихата платить пусть и небольшую, но зарплату? Или эта деятельность, допустим такое сравнение, сродни волонтерству?
– Однозначно нет. Депутаты областного, районного маслихатов работают без отрыва от основного производства. Поэтому тратить даже капельку бюджетных средств, чтобы содержать депутатский корпус, неправильно. Это общественная нагрузка. Человек не должен идти в депутаты, если он не готов делиться своей энергией для того, чтобы решать вопросы. После оглашения результата, да, было чувство удовлетворения. Но оно быстро закончилось. Это не громкие слова: я знаю, какая это огромная ответственность! Ты должен быть готов, что тебя будут оценивать и люди, и однопартийцы. Важно быть не только профессионалом, но и человеком с гражданской позицией.
– Спасибо.
Олег ГУРСКИЙ
Фото Сергея МИРОНОВА