С этих слов началась история костанайского парня Бейбарыса о том, как у него вымогали миллион. Своё расследование параллельно с полицией ведет его отец. Он уверен, что жертв куда больше, многие просто отдавали деньги и молчали...
Крик о помощи
«Помогите! Помогите! Пожалуйста!» – истошный крик молодого парня газетными строчками не передать уж точно. Не смогла его в полной мере отразить и диктофонная запись, сделанная на расстоянии 100 метров. Однако мурашки по коже все же вызвала.
На аудиозаписи, которую нам предоставил Асылхан Оташев, кричит его 23-летний сын. Дело было в августе 2020-го.
– Когда я услышал, чуть в обморок не упал. Может, до этого доля сомнения была, что он сам виноват. Но после услышанного я убедился, что он говорит правду.
Бейбарыс Едрес, сын Асылхана, со студенческих лет занимался STEAM-обучением (инновационное сочетание точных и гуманитарных дисциплин. – Прим. ред.), окончил институт, сейчас преподает в Тобыле. Ранее по работе был знаком с девушкой, обменялись номерами на обучающем семинаре. Год не общались, и вдруг звонок.
– Она попросила его о помощи, мол, ты же на машине, помоги, пожалуйста. Он согласился: какие проблемы... – объясняет Асылхан.
Подвёз...
Вечером молодой человек приехал забрать Айгуль (имя изменено) на улицу Раздольную в Костанае-2, но она вышла с другой стороны, на улице Автозаводской. Попросила отвезти ее в Рудный. Когда вернулись, по ее просьбе отвез на другой адрес к знакомым, на улицу Шевченко. Доехали, забрали подружку и поехали в магазин. По дороге выяснилось, что девушки забыли документы, попросили Бейбарыса купить им алкоголь, за который сразу же рассчитались с ним переводом на карту.
– Когда он привез их на Шевченко, девушки хотели, чтобы он остался, но сын отказался, поехал домой, лег спать. Буквально через полчаса звонит Айгуль, просит отвезти домой, так как перебрала с алкоголем. Он, дурачок, согласился и поехал. Она выходит, шатается, с пивом в руках, садится в машину и едет в Костанай-2, к бабушке, откуда он ее изначально забрал. Уже подъезжая, Айгуль звонит кому-то и говорит: «Приготовьте баню». Потом, проезжая мимо гостиницы, она предложила ему зайти туда. Он отказался. Подвез к дому, откуда она выходила.
Миллион или честь
Тут и началась неразбериха. Неожиданно Айгуль заявила Бейбарысу: «Если ты мне миллион тенге не дашь, я заявлю в полицию, что ты меня изнасиловал». Сын подумал, что девушка пьяна, и не придал значения ее словам.
– Он вышел из машины и стал стучать в дверь, чтобы кто-то вышел ее забрать. Она в это время, сидя в машине, начинает разбивать ее изнутри. В это же время по улице на него бежит толпа людей. Он начинает кричать, во дворах залаяли собаки. Из дома напротив вышла женщина, Светлана, как выяснилось позже, она и спасла ситуацию. Сын побежал к ней. Один из тех, кто прибежал, подошел к машине и вытащил девушку. Бейбарыс начал звонить в полицию. В это время остальные убежали в неизвестном направлении.
Приезжает полиция. Искали, но вокруг никого. Приехала опергруппа. В это время девушка как раз проходит мимо, Бейбарыс на нее и указал. А оперативнику в ответ: хотела его успокоить, вот и вернулась, мол, парень на ровном месте шум поднял. Потом сотрудники увидели, что в кустах кто-то прячется, нашли еще одного парня. Девушку забрали на экспертизу, где определили легкую степень опьянения, в то время как она изначально притворялась сильно пьяной.
В суматохе Бейбарыс не успел понять, что хрупкая девушка, находясь внутри автомобиля, умудрилась нанести серьезный материальный ущерб. После того как «увечья» железного коня оценили на СТО в 800 тысяч тенге, Айгуль стала торговаться с Бейбарысом, мол, забери заявление, потом отдам деньги.
Что-то пошло не так?
Отец молодого человека во всем этом деле видит массу моментов, которые заставляют задуматься о том, было ли произошедшее спонтанным соблазном получить легкие деньги, или все же весь вечер от начала до конца был четко спланирован и выверен.
– В машине был видеорегистратор. Все электрики пропускают электричество через левую сторону, но этот устанавливал я, провел через правую. Когда она разбивала регистратор, искала провода с левой стороны. Хотела вытащить и убежать, но он упал под машину. Она его повредила, не писал звук, но мне удалось восстановить видео, по времени все совпадает с рассказом сына, – делится Асылхан. – Бейбарысу дали направление на судмедэкспертизу, так как были побои. Он пришел, сказали прийти завтра. Потом – послезавтра. На третий день ему сказали, что его заявление списано в наряд. Как так, если машина разбита? Нанесен материальный ущерб. Я обратился к начальнику следствия, и только тогда возбудили уголовное дело.
Асылхан уверен: предприимчивая девушка с самого начала обставила дело так, чтобы, не вдаваясь в подробности, казалось, что молодой человек хотел ее изнасиловать. Парень сам зашел в магазин за алкоголем, чему есть подтверждение, затем отвез девушку к друзьям, через время забрал...
– Если бы соседка не вышла вовремя, то его бы избили. А потом сказали, что поймали насильника. Я думаю, это были хорошо отработанные действия. Буквально на следующий день девушка уехала в столицу, там прошла медэкспертизу, сказала, что у нее побои, хотя здесь, в Костанае, ничего такого не было. Теперь оказалось, что она военнослужащая, дело рассматривают в военной полиции. Мой сын работает преподавателем, для него важен моральный облик. Если бы не стечение обстоятельств, не смог бы потом ничего доказать и платил бы...
К слову, аудиозапись крика Бейбарыса предоставила следствию еще одна соседка. Она как раз общалась по телефону поздно ночью с подругой, которая живет за границей. Происходящее вокруг было случайно записано, когда женщина отправляла голосовое сообщение.
P.S. С Айгуль поговорить не удалось. Её прямых контактов нам не предоставили. Мы будем следить за этим делом, сейчас оно на этапе досудебного расследования.
Собирайте доказательства
Общество в таких ситуациях, как правило, осуждает сторону физической силы. Но ведь широко известны факты, когда слабостью прикрывались для получения выгоды. Что делать?
Снежанна Жукова, адвокат Костанайской областной коллегии адвокатов:
– Нужно обязательно обратиться в полицию, но подкрепить слова доказательствами, так как статья серьезная. Нужно собирать все сообщения, голосовые записывать. Платить вымогателю ни в коем случае не нужно, потому что они не останавливаются. С ними нужно поступать в соответствии с законом – собирать доказательства и привлекать к ответственности. Когда поступает официальное заявление, полиция может сама предпринимать ряд процессуальных действий, чтобы подкрепить доказательную базу.
Алина СУШКО
Фото Сергея МИРОНОВА