Реализация проекта по строительству ветряной энергостанции (ВЭС) «Ыбырай» в нашей области идет медленно. Причина: из-за перегруженности на границе главные компоненты застряли на китайской стороне.
Долгий путь из Китая
Один такой «ветряк» в длину достигает 102 метров и состоит из четырех секций. Плюс лопасти длиной 70 метров и гондола – кабина, – в которой смонтирована электронная начинка ветрогенератора. Сделаны они в Китае ведущим производителем подобных установок.
– В целом на строительстве объекта помимо китайского оборудования и материалов используют комплектующие российского и казахстанского производства, – говорит управляющий ВЭС Алмат Исенбаев.
Мощность станции составит 50 МВт, одна установка способна выработать 3,2 МВт. По нынешнему штатному расписанию после обучения здесь будут работать 14 человек, в основном из местного населения.
А если ураган?
Впрочем, на случай, если природа повторит ураган, аналогичный тому, который случился 7 апреля 2020 года, техника готова и к этому. В каждом ветрогенераторе есть две системы торможения. При шквальном ветре одна располагает лопасти параллельно потокам ветра, а вторая непосредственно останавливает механизм.
Первоначально министерство энергетики дало разрешение на строительство ВЭС возле села Аксуат Мендыкаринского района. Однако там пришлось бы вложить много средств в реконструкции линий передач и подстанций, чтобы без угрозы аварий распределить электроэнергию от ВЭС. Эти затраты были признаны несоизмеримыми с предполагаемыми доходами. Поэтому место строительства было перенесено. Объект должны были сдать в 2020 году. Если таможенный форс-мажор разрешится в ближайшее время, строительство завершат не раньше осени 2021 года.
Неженское дело
Электромонтажник Светлана Бороненко работает на морозе над подключением вторичной цепи. Трансформаторный шкаф со множеством реле и проводов, по ее словам, она может собрать по схеме за 2-3 часа.
Светлана приехала из Экибастуза, в профессии десять лет. Часть работы выполняет уже «на автомате». Специалист говорит, что в этой профессии в Казахстане работают только женщины, мужчин – единицы. Светлана считала это нормой до тех пор, пока не съездила в командировку в Россию. Там кардинально другая картина: профессия считается сугубо мужской.
– Мы прикладываем ежедневно много физических усилий – тянем кабель, прокладываем его, где надо – разрываем, отогреваем. Работа тяжелая, но я ее люблю. Раньше трудилась на заводе по выпуску электродов, потом прошла переобучение, – рассказала электромонтажник.
Мы застали Светлану и ее коллег на ВЭС «Ыбырай» после двух недель с начала вахты. Они приезжают сюда по мере необходимости. Следующая командировка к нам, возможно, весной. Тогда, в частности, надо будет подключить провода, которые находятся сейчас под снегом.
Особенности электронной анатомии
В основании каждой мачты есть дверь. За ней лестница до самой гондолы, лифта нет. Это примерно 34 этажа. То есть, при поломке или профилактических работах бригада попадет наверх исключительно на своих двоих. Потом такая же пешая «прогулка» вниз. Работа явно не для курильщиков. Срок эксплуатации одной установки – 20-25 лет.
...Алмат Исенбаев считает, что для Северного Казахстана более перспективное направление природной энергетики – именно ветряные энергостанции.
Ветра у нас дуют сильные, а вот солнечные батареи в промышленных масштабах электричество вырабатывать не смогут – не хватает энергии солнца.