Я знал лично человека, который ловил предателей. А еще я видел предателя в лицо.
Встреча
После окончания школы я впервые за многие годы поехал на свою историческую родину – в Белоруссию – навестить бабушек и дедушек. На вокзале тишайшего города Старобина ко мне подошел мужчина и с любопытством спросил: «Ты не сын Софии?». И называет фамилию моей мамы. «Да», – ответил я, обратив внимание, что у мужчины выше локтя был пустой заправленный рукав. Больше он ни о чем не спрашивал. Растворился в толпе.
«Да, я знаю его, – сказала мне мама, когда я вернулся в Казахстан. – В полицаях служил... Партизаны ему руку отстрелили. Потом он вроде бы в тюрьме отсидел».
Партизаны – это двое братьев мамы, которые потом ушли на фронт и погибли.
Настоящий полковник
В Костанае на доме по улице Толстого, в котором жил Серик Шакибаев, установлена мемориальная доска. Полковник 32 года прослужил в Комитете госбезопасности СССР. Я знал его, потому что дружил и работал вместе с его сыном Аскаром в областной газете «Ленинский путь».
Старший Шакибаев – внешне человек удивительно мягкий, с неистребимым интеллигентным налетом начитанности. Автор нескольких документально-исторических книг. Одна из них – «Падение «Большого Туркестана», – наделавшая немало шума в среде тех, кто благоволил к национал-предателям. После выхода в отставку работал литературным консультантом Кустанайского отделения Союза писателей Казахстана. Умер в 73 года. Никаких секретов Серик Шакибаевич мне не рассказывал. Они всплыли после того, как распался Союз, и кое-что уже Комитетом нацбезопасности РК было допущено к огласке.
«Синяя книга»
В 1959 году в помощь розыскным подразделениям был составлен «Сборник справочных материалов об органах германской разведки, действовавших против СССР в период ВОВ 1941-1945 годов». Она называлась еще «Синей книгой». В ней пособники нацистов были разделены на две категории – пассивных и активных.
Первая категория – предатели, которые не принимали участия в расстрелах – водители, хозобслуга, переводчики, рядовые полицаи. Им давали сроки в спецпоселениях. А вот за активными коллаборационистами, зверствовавшими рука об руку с фашистами, органы КГБ охотились вплоть до 80-х годов. Ловили «переобувшихся» с особым тщанием, в том числе и в нашей области.
Одного такого нашли в моем родном узункольском селе Пресногорьковка в феврале 1974 года. Зотик Карпач прошлое не скрывал: да, служил в полицаях, но за это отсидел свое до 1955 года (тогда была амнистия). Вот только хлопец не догадывался, что местные спецслужбы вдоль и поперек шерстят его прошлое. В нем Зотик, оказывается, был еще тем палачом. В общем, откатал суд украинского города Ровно Зотику многие лета каторжной работы с кайлом во глубине магаданских шахт. Где и когда помер, не знаю, но, думаю, Магадан таких не отпускал...
Пуля для бывшего
Скрывался в наших краях и Василий Подтынный, бывший комендант одного из полицейских участков г. Краснодона, сыгравший кровавую роль в гибели подпольной организации «Молодая гвардия». 57 молоденьких ребят и девчат были расстреляны. Тела 43 из них были сброшены в 60-метровую шахту. Свидетели сообщали, что некоторые ребята были еще живы...
Мучители молодогвардейцев потом предстали перед судом. Кулешова, Громова и Почепцова приговорили к смертной казни. Однако в ходе расследования было установлено, что в расправах над партизанами участвовало около 70 человек, в том числе краснодонцы, которые бежали из города. Всех фашистов, причастных к казням, советские спецслужбы нашли в 1945 году в лагерях для военнопленных, они получили до 25 лет лишения свободы.
Полицая Подтынного, активного участника издевательств над молодогвардейцами, искали около шестнадцати лет. Ближе к концу войны он подделал документы и примкнул к Красной Армии. После войны осел в Сталинской области (Украина), работал в совхозе, со временем стал председателем, женился и завел детей. Предатель, похоже, уже и сам поверил, что он не предатель. Но в 1959 году в его совхоз для закупа скота прибыла делегация из Краснодонского района, и один из земляков узнал в председателе мучителя.
Подтынного арестовали. Благодаря его показаниям был реабилитирован партизан Виктор Третьякевич, который до той поры считался предателем. В 1960 году Подтынного расстреляли.
Сожгли
О белорусской деревне Хатынь написано много. В школе нам говорили, что деревушку, вместе с ее жителями, сожгли немцы. Сожгли и замучили – верно. Но не немцы. Предатели.
22 марта 1943 года 118-й батальон охранной полиции вошел в деревню Хатынь. Все население выгнали из домов и загнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Когда всех людей собрали, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но их расстреливали из пулеметов. 149 жителей деревни, из них 75 детей младше шестнадцати лет, были сожжены заживо...
Сделал это охранный батальон. Он был создан в июне 1942 года в Киеве из числа бывших членов Киевского и Буковинского куреней Организации украинских националистов. Практически весь личный состав – бывшие красноармейцы, попавшие в плен в первые месяцы войны. Руководил батальоном Григорий Васюра.
Каинова печать
Васюра отсидел после войны и после амнистии поселился в Киевской области. Несмотря на свое прошлое, ему удалось сделать неплохую карьеру и выбиться в председатели крупного совхоза. Каратель строил из себя невинную жертву советского режима и убеждал всех, что отсидел лишь потому, что побывал в плену. Убийца, выступая перед школьниками, вдохновенно делился военными подвигами. А потом полицай-председатель повелся на медальку.
Он прослышал, что в связи с грядущим 40-летием Великой Победы всем ветеранам дают ордена, и подал прошение. Изучая биографию потенциального орденоносца, сыщики обратили внимание на существенные нестыковки: к примеру, во время войны «ветеран» числился пропавшим без вести. И Васюру начали раскручивать на причастность к карательным операциям в Белоруссии – свою роль сыграли показания некого Мелешко, которые он дал перед расстрелом. Выяснилось, что Васюра был карателем и в Бабьем Яре, где погибли больше ста тысяч человек. 72-летний Каин был расстрелян в октябре 1987 года, став последним казненным хатынским палачом.
Приходит на память библейская история первых сыновей Адама и Евы – Каина и Авеля. Каин убил брата, тем самым совершив первое на земле тяжкое преступление. Толкований по этому поводу много. Одно из них, будто бы проклятие Каина – это бессмертие, он не может умереть...
Я не сильно далек от такой пессимистической оценки. Предатели бывают разными. Одни оступились и замаливают потом грехи до конца жизни, другие, наиболее циничные и увертливые, живут неплохо, кошмарные сны о предательстве и преступлениях не посещают их пластилиновый разум. Ну, так устроен мир. Единственное утешение – все-таки каинова печать дается немногим...
Фото oursociety.ru и rg.ru