Светлана КАН не любит говорить о своей профессии. В любой компании сразу начинают сетовать на неточность прогнозов. И только близкие знают, как трепетно девушка относится к своей работе и... природе.
Случайности не случайны
После школы она долго колебалась между медициной и экологией. Победил юношеский максимализм: уж очень хотелось изменить мир, спасти природу. Однако работать экологом не пришлось. После окончания вуза девушку пригласили в «Казгидромет» агрометеорологом.
Профессии в чем-то схожие, считает Светлана. Будущие экологи тоже изучали сельскохозяйственное направление. Агрометеоролог наблюдает за состоянием почвы, за развитием и болезнями сельхозкультур, наличием вредителей
на полях. По прошедшим осенью и зимой осадкам вычисляет влажность почвы на будущий год, а также высчитывают будущую урожайность сельхозкультур. Такие командировки в поле для Светланы были в радость. А зимой наступало затишье – сплошная документация, аналитика, таблицы. Девушка, замирая от восхищения, поглядывала в сторону синоптиков, которых считала Атлантами, держащими небесный свод гидрометеослужбы, а фундамент – метеорологи и наблюдатели. Потом вмешался случай – появилась вакансия.
– Специальность редкая, – поясняет героиня. – На синоптиков учат в Алматы или в Санкт-Петербурге. Я прошла курсы переподготовки – мне помогли наставники Валентина Загребина, Ирина Жиляева, Антонина Шибаршина, Татьяна Косенко. В прошлом году планировала поступить в Питер, но из-за пандемии пришлось отложить учебу, поступлю заочно в этом.
Так рождается прогноз
Синоптик, увы, не высокооплачиваемая профессия, но, по мнению Светланы, одна из интереснейших. Утро синоптика начинается с написания прогноза. До обеда Светлана почти не поднимает головы. Ей нужно проанализировать и свести воедино данные наблюдательных метеостанций в регионе – приземные карты, высотные карты метеорологического зонда, который запускают для измерения температуры, давления, скорости, направления ветра, влажности. Выяснить, какие воздушные массы идут, как барические образования будут эволюционировать. Есть специальные методы прогнозирования погоды. Плюсуйте еще и опыт. Так рождается прогноз погоды.
– До последнего тянешь с прогнозом: все методики говорят, к примеру, холода не будет, а внутри тебя, наоборот, есть ощущение, что это не так. Сомневаешься. Даешь-таки информацию, опираясь и на данные, и на свое чутье. Когда попадаешь в десятку – радость неимоверная! Всегда переживаю, вдруг ошиблась, – рассказывает Светлана. – Летом спать не могу. Жду, где же мой дождь, гроза. Ошибки случаются. Фронт может пройти мимо, а может зацепить город. Погрешности случаются из-за того, что у нас редкая сеть метеостанций. Трудно вести наблюдение без полноты данных. Ведь на погоду влияет и рельеф местности, и тип почвы и т.д.
Своим примером
Отношение к природе у Светланы щепетильное. Считает, что любая вещь, которую изготавливают на производстве, влияет на окружающую среду. Но если каждый сделает что-то для пользы, многое изменится. Например, Светлана сократила потребление мяса в своем рационе после того, как узнала, что при производстве мяса в атмосферу выделяется больше парниковых газов, чем дает вся автомобильная отрасль в мире.
– Хочется мир сделать лучше, – улыбается девушка. – Наша планета уникальна. И она принадлежит не только человеку, но и птицам, животным, растениям. Это наш общий дом, который надо любить и беречь.