Главной медсестре областной больницы Екатерине ГОВОРУШКИНОЙ присвоено звание почетного гражданина Костаная. Ее стаж в медицине – полвека. Но она и сегодня на посту. Накануне женского праздника впервые согласилась рассказать о себе.
О личном.
Должна бегать!
– Иногда слышу в свой адрес, мол, ей уже 68 лет, а она все работает, – признаётся Екатерина Викторовна. – Вспоминаю слова актрисы Ольги Аросевой: «Не каждому дано дожить до нашего возраста. И очень жалко, что не каждому. Потому что человек рожден, чтобы жить. Чтобы созерцать и что-то делать». Я всегда говорю, что к человеку нужно относиться как к цветку. Пусть он хоть какой будет... Цветы ведь разные. Поступил, например, в больницу какой-нибудь асоциальный человек, и на него сразу косые взгляды. А я говорю: откуда нам знать, что с ним случилось, что к этому привело. Дайте каши, горячего чая, а потом уж спрашивайте...
Наша героиня очень бойкая, её звонкий голос сразу слышен в больничном коридоре. Строгая, но справедливая. А нам признаётся: «На самом деле очень комплексую. Вот встреча с вами для меня испытание. Я не люблю публичности. Мне бы тихонечко просто делать свое дело, и все. А то, что люди видят меня постоянно в действии, объясняется просто – у меня же не кабинетная работа. Мой приоритет – качество обслуживания пациентов. Я должна бегать, я должна всё знать. Каждое утро и каждый вечер захожу к пациентам, беседую с врачами, провожу занятия с медсестрами. Ведь это самое страшное, если медсестра чего-то не знает, но подходит оказать помощь пациенту. Мое дело – научить».
Не вторая и не третья
Судьба не баловала Екатерину Говорушкину. Родилась в 1953 году, в этот же год родители с пятью детьми приезжают в нашу область на целину. Когда Кате было всего семь лет, мама умирает. И всех детей, кроме старшей дочери, отдают в житикаринский интернат.
– Мы называли его детдомом. Там работала фельдшер Анастасия Семеновна, чуть что, звала меня то помочь перевязать, то подержать. Я не боялась этого и помогала. Не знаю своего генеалогического древа, но, может, там были врачеватели. Потому что словно гены сработали. Еще я благодарна родителям за неравнодушное отношение к жизни, познание ее, которое они в меня заложили. Это ведь тоже передается. Я не хочу быть второй, не хочу третьей. Я с детства такая. Была председателем пионерской дружины, лидером комсомольской организации.
«НичАво не делает»
– Семья? У меня есть дочь. Я ее очень люблю. Очень-очень. Выражение «внуков любят больше, чем детей» не про меня. Я ребеночка 9 месяцев носила под сердцем. А когда увидела ее глазки и сморщенный носик и как она начала чихать – вот это все до сих пор помню. А внукам и зятю говорю: берегите и храните ее.
Когда забеременела, сразу назвала дочку Ирой. Муж злился, хотел сына, но родилась моя Ира. А потом его было не оторвать от нее. Кроме как Ирчик, он ее никак не называл. В 1998 году мужа не стало...
– Дочь пошла по вашим стопам?
– Когда она была маленькая, все время ко мне на работу приходила. И вдруг в одном сочинении пишет: «Я хочу работать, как мама, она ничАво не делает, только таблетки выдает!» – Екатерина Викторовна заливисто смеется. – После школы сообщила: «Хочу в медицинский». И поступила с первого раза. Ирина – врач-оториноларинголог. Окончила и Карагандинский, и Челябинский вузы. Там, в России, на третьем курсе вышла замуж за очень хорошего человека. Зятя Олега я обожаю и благодарна его маме, что такого человека вырастила. У них двое детей – близняшки Максимка и Димка. Сейчас живут в Нягани Ханты-Мансийского округа.
– К ним поближе переехать не планировали?
– В Костанае я живу 52 года. Раньше жила в районе КСК, после переехала в центр города. Я настолько люблю наш Костанай, что, куда бы ни поехала, а домой тянет. Это Родина. Все лица родные, все люди родные. Может, это привычка, но кажется, что все у нас добрые.
Праздника не получилось...
– Сейчас много говорят про кадровые проблемы в медицине. В чем вы видите решение?
– Бывает, иду мимо нашего медколледжа, а там стайка ребят, девчат. Фонендоскопы висят через шею. А я про себя думаю: сколько же из вас в этой профессии останется навсегда? Наверное, немного... Мы в нашей больнице многое делаем для того, чтобы молодой человек, который пришел в медицину после учебы, понял, что это его место на долгие годы, а может, и на всю жизнь. Наш главный врач Юрий Моисеев уважает медсестёр, ценит наш труд. Это ведь тоже важно – отношение руководителей к своим кадрам.
– Можете представить себя в другой профессии? Кем бы еще могли стать?
– Не могу. Да не выбрала бы я никакую другую профессию. Когда поступила в медколледж, то работала в городской больнице санитаркой в хирургическом отделении. После учебы там и осталась. Потом меня пригласили в областную больницу. Главный врач Жаппас Айсин меня в то время во всем поддержал. А вскоре предложил стать главной медсестрой.
Кстати, 2020 год был объявлен Годом медсестры. Сколько мы всего запланировали, планов громадьё! А что получилось? Праздника не получилось, выпала такая непростая работа... Как люди паниковали, особенно те, кому ставили диагноз «коронавирус». Я видела их глаза, в них страх и надежда на медиков. А в лечении ведь очень важно и словом, и взглядом поддержать. Мы старались.
Вы знаете, я до сих пор не могу привыкнуть к смерти. Я не железная леди. Умею сопереживать, сочувствовать. Но самое страшное для меня, когда мы лечим, а человек уходит. Я сжимаюсь. Часа два не могу прийти в себя. Смотрю на небо и понимаю: всё, человек уже этого не видит. Не знаю, но за столько лет так и не смогла привыкнуть к этому...
Весна!
Надо настраиваться на лучшее. Всегда. Это тоже сильная черта характера нашей героини. Екатерина Викторовна говорит: все сотрудники больницы ей как родственники. Большая семья получается: 448 медсестер, 325 санитарок, более 200 врачей...
– Очень важно думать о хорошем. Скоро весна, праздники – 8 Марта, Наурыз, День медсестры, День акушерки, а там и День медработника летом. И жить сразу хочется. Потому что, когда видишь, что ты нужен, второе дыхание открывается даже в сложной ситуации. А какое удовольствие в это время выехать в лес, увидеть подснежник. Сколько сил в этом цветке. Я всегда привожу его в пример пациентам. Посмотрите, как цветок пробивается к жизни. Как ему тяжело, а он не останавливается. Так и людям нужно.