На рыночные рельсы переводят свои отношения с властью некоторые казахстанские НПО. Они демпингуют и массово заявляются на конкурсы по самым разным направлениям.
Счастливое место
С Кульзирой Сатаевой, пенсионеркой с 10-летним стажем мы встретились в центральном парке Костаная. Активная и оптимистичная она наматывала километры, радуясь отсутствию мороза и легкому снегу. Говорит, что сегодняшнее настроение и физическое состояние — это, в том числе, результат работы социального проекта «Клуб активного долголетия».
Два минувших года эту работу с пенсионерами вел известный в области ОФ «Помощь». С пенсионерами занимались сертифицированные тренеры по гимнастике Белояр, китайской гимнастике Цигун, скандинавской ходьбе. Их учили пользоваться гаджетами, банкоматами, планшетами. Организовывали встречи с психологом, юристами, врачами. Участники проекта подружились и уже в феврале начали звонить с вопросом: когда стартует третий сезон? Оказалось, что стартовать придется с другой организацией — ОФ «Фракция молодежи Казахстана».
- Там почти демпинговая цена, - говорит участница проекта Кульзира Сатаева. - На 20% ниже расчетного - это же зарплата тренеров. Половины из них — факт. Я бухгалтер, экономист и долго работала в этой сфере. Не понимаю, как можно при такой скидке на что-то рассчитывать? Ходила в соцзащиту, говорила, как мы там (Фонд «Помощь» - прим. Авт.) счастливы, но там разводят руками.
Опасения людей понятны, ведь речь идет о качестве и полноте оказываемых услуг, предусмотренных договором с государством в лице местных акиматов.
- Очень грамотно, на 100% идеально написана заявка, - признал руководитель ОФ «Помощь» Игорь Василенко. - У них есть человек с туристическим образованием, психологическим, юристы, экономисты. Все четко, при условии, что это те люди, которые здесь будут работать. Шымкент сюда переедет?
Практика показывает, что работа с местным сообществом наиболее эффективна в исполнении местных же НПО, которые знают своих людей, болеют за них. Отсюда и беспокойство: госсоцзаказ становится бездушным, когда работают «чужие».
Мастерский подкат
О победителе этого и многих других конкурсов костанайские общественники говорят мало хорошего. Организация из Шымкента выигрывает и... заключает договоры с местными специалистами. Те, кто такие предложения получал, отмечают - за меньшие деньги. Эдакий субподряд. Нередко сотрудничество предлагают тем, кто изначально придумывал и продвигал проект.
У прошлом году «Фракция молодежи Казахстана» перехватила у костанайских НПО несколько трехгодичных проекта. В их числе семейный центр, школа ремесленничества для детей «Qoloner». В обоих случаях местные специалисты согласились работать с победителями. Отработали на совесть. А теперь сомневаются.
- Со мной договор на 2021 год, как с координатором проекта, еще не перезаключен, - рассказала руководитель ОФ «Научно-образовательный центр «Synergy» Руслана Бровченко. - Буду ли работать, не знаю. Когда это проект вымученный, авторский, за него болит душа. И не хочется, чтобы саму идею кто-то дискредитировал. Но чтобы проект был удачным, мы должны понимать, что тот бюджет, что был заложен, должен быть полностью израсходован. Только так сможем сделать то, что запланировали. Даже несмотря на пандемию и онлайн.
Автор проекта школы ремесленничества Сауле Кабидулова отказалась от дальнейшей работы по проекту, посчитав, что изначально заложенные в него цели изменились. Она хотела детей учить ремеслам. Пока же им не видит этой работы.
- Теряется качество проектов, а это значит, что деньги область тратит впустую, - отметил председатель ОФ «Перекресток» Алексей Куликов. - Жесткая позиция должна быть: некачественно исполняют - расторгать. Не по итогам трех лет итоги подводить, а жестко реагировать на неисполнение в рамках промежуточных отчетов.
Что дальше?
В этом году у костанайских НПО вновь перехватили множество проектов по разным направлениям. В прошлые годы наши уже «бодались» с разными НПО, заходившими на костанайский рынок из других областей. Для управления внутренней политики области сотрудничество с одним таким НПО обернулось тем, что те, получив более 3 млн тенге аванса, отказались от проекта, но деньги не вернули. Ушли в список недобросовестных с деньгами. Но появляются все новые и новые организации, работающие по тому же принципу: выиграл конкурс, передал работу местным специалистам.
- Нам очень важно, чтобы развивались НПО нашей области, выигрывали наши организации и деньги оставались здесь, - сказал заместитель руководителя управления внутренней политики области Абылай-Хан Какенов. - Но, когда выставляем оценочные баллы, загружаем их на сайт госзакупок, они автоматически становятся прозрачными. Если будем исключать нежелательные организации, пострадают даже не руководители, а рядовые специалисты. Средняя зарплата по управлению 80-90 тыс. тенге. Никто не хочет нести уголовную ответственность за коррупционные правонарушения.
Чтобы поддержать местные общественные организации, управление инициировало проект «НПО-среда», в рамках которого будут рассказывать об нюансах составления технической документации, особенностях оценки и расчета условной скидки по заявкам «Даже по нашему управлению есть факты, когда без подсчета опыта работы и демпинга наши набирают 10 баллов, а организации из других регионов — 17», - отметил Абылах-Хан Какенов. Первая же встреча показала, что учить нужно и госслужащих правильно считать баллы, обращая внимание на все нюансы.
P.S.: Отличительная черта НПО с явным бизнес-уклоном — широкий список возможных направлений работы, грамотное составление документации. Мастера на все руки, потому и могут подавать заявки на все лоты. Начинают с районов, чтобы получить опыт работы в регионе. За это госорган добавит баллов при оценке конкурсной заявки, а значит и шансов выиграть становится больше. Те, кто сотрудничал на праве «субподряда» в прошлые годы, подарил конкурентам преимущество, своим трудом заработав им очки.
Сегодня часть костанайских НПО, активно работает над исправлением недочетов в своих документах, собирают бумаги, чтобы не проиграть ни балла тем, кто сам не проработал на нашей земле и года. Потому что от этого зависит доверие людей к гражданскому сектору.
Будет исполнено!
Исполнитель трех проектов по линии управления образования ОФ «Фракция молодежи Казахстана» в Костанайской области Серик Манасбаев прокомментировал ситуацию. Он отметил, что семейный центр и дальше будет курировать Руслана Бровченко, а по ремесленному центру работа ведется и как только будет известна дата проведения мероприятий, реализаторы проекта об этом сообщат.
- По проекту « Qoloner» предусмотрено посещение театров, художественных мастерских и т.д., - сказал Серик Манасбаев. - Ввиду того, что это было запланировано на январь и февраль, из-за карантинных мер нам не рекомендуют проводить мероприятия. Потому был перенос, который связан только с карантинными ограничениями. Как только разрешат, дети начнут ходить.
МНЕНИЕ
Екатерина Смышляева, депутат Мажилиса РК:
«Это началось несколько лет назад, но тогда не было столь масштабно. Возможно, упустили ситуацию с контролем на первых этапах, и не совсем добросовестные поставщики набирают обороты и профессионализм в плане написания заявок и технической спецификации.
Сегодня совместно с костанайскими НПО готовим депутатский запрос на тему правил проведения госзакупа.
Уже обсуждали с профильным министерством вопрос по демпингу. В госзаказе для НПО не должно быть такого понятия. Возьмем пример с проведением социсследования. Если заложен миллион, то вы привлекаете для подготовки аналитики специалиста высшего уровня. Если скидываете 200 тыс. тенге, то специалист будет менее квалифицированным. Соцуслуга должна быть реализована в полной мере. Или мы признаем, что заказчик изначально завышает цену, а это коррупционный момент.
ЦПГИ (Центр поддержки гражданских инициатив) работает без демпинга. Там другая система финансирования, правила. Экономия складывается объективно в процессе реализации проекта и примерно равна той, что получает бюджет по демпингу.
Еще одно предложение: нельзя по мере реализации проекта заменять более 20% заявленных специалистов. Мы думаем, что это поможет скорректировать работу при должном контроле за ходом исполнения.
Абсолютно согласна, что организации, которые выигрывают проект, а потом передают его на реализацию местным НПО, нужно переводить в категорию недобросовестных поставщиков. Они теряют опыт и шансов выиграть меньше. Но по Казахстану есть факты, когда подобные группы товарищей перекупали недействующее лет 10 НПО и выходили на рынок, имея опыт. От сути проблемы не избавимся, хотя «забанить» хотя бы часть можно.
Ужесточать контроль и отчетность в целом смысла на мой взгляд нет, потому что пострадают прежде всего наши же сельские НПО. А конкуренты, как показывает практика, умеют писать отчеты и вовремя их сдавать».