Уже 13 лет в Лисаковске работает приют для животных «Кошкин дом».
Сейчас в нём 63 пушистых постояльца. У каждого своя далеко не радостная история.
Люди поддержали
Организовали приют сестры Татьяна и Юлия ШЕВЧЕНКО. Официально инициатива зарегистрирована как ОО «Ассоциация по охране и защите бездомных животных». Когда Юлии не стало, все хлопоты легли на плечи пенсионерки Татьяны Степановны и на двух работниц, которые помогают убирать за животными, кормить, топить печь. Татьяна Шевченко всю жизнь работала медсестрой в детской поликлинике. Говорит, идея открыть приют пришла еще тогда.
– Видела, как на улице издеваются над животными. Дошло до того, что я уже не хотела выходить на улицу. Многих забирала домой, так собралось у меня восемь кошек. Еще в то время занимались отловом бродячих животных. Сетками ловили кошек, бросали в мешок, оставляли умирать. Я, если вижу такое варварство, потом не могу об этом забыть, сидит в голове. Стала на приеме мнение земляков спрашивать и собирать подписи за открытие приюта. Собрала больше 70. Люди были не против, а значит, готовы помогать. Мы поставили два вагончика – один хозяйственный, другой – для кошек, провели свет, – вспоминает женщина.
Приют и сегодня работает лишь за счет пожертвований лисаковчан. Только меньше месяца назад удалось оформить трудоустройство одной рабочей через Центр занятости.
– У людей проявляется чувство доброты, – отмечает хозяйка «Кошкиного дома». – Горожане приносят газеты, корм, лекарства. Углем помогают, дровами. Летом прошлого года подключились волонтеры, это очень большая поддержка. Они сделали ремонт, приносят воду в пятилитровках. Раньше нам приходилось самим их таскать из дома.
Свой Айболит
Конечно, в приюте много больных кошек. Татьяна Степановна их лечит – ставит уколы, промывает глаза и раны. Курс лечения подбирает консультируясь с ветеринарами. И лечение дает результат. К примеру, у Мурки выпадение кишки, но это не мешает ей ловить мышей (живет под присмотром уже год). Жизни Муси не позавидуешь – у нее на позвоночнике была большая шишка, кошка не могла ходить, да и шансов выжить у нее было мало. Но Татьяне Шевченко удалось в прямом смысле поставить ее на ноги. Чтобы показать нам «калеку» – так здесь ее в шутку называют, – пришлось во дворе погоняться за Мусей.
Бездомных пушистиков сюда регулярно подкидывают.
– Берем. А вот тем, кто хочет отдать домашнего кота, отказываем, – объясняет женщина. – Очень мала вероятность, что домашний кот, привыкший к теплу и ласке, выживет среди других животных.
Чтобы душа лежала
Татьяна Козина в лисаковском приюте работает уже несколько лет. Признается: для такой работы очень важно, чтобы душа лежала к братьям нашим меньшим.
– У меня и муж, и дети все время таскают животных домой. И главное, не здоровых и красивых. Например, была кошка с перебитым позвоночником. Мы даже сняли дома все паласы и ковры, чтобы она могла ползать. Памперсы ей покупали. Из маленького котенка выросла во взрослую кошку, несмотря на травму, – рассказывает Татьяна.
Кашу для кормления кошек в приюте женщины варят у себя дома. Рецепт нехитрый: макароны или крупа, для вкуса – мелко нарезанные сосиски. Кошки довольны. Как в подтверждение по-хозяйски, медленно и вальяжно, среди других котов шагает Пирожок. Черный, пушистый и упитанный. Смотрит с прищуром, но очень ласковый – будто целует руки, и так и норовит прижаться.
В приюте есть клетки, но туда животные попадают в исключительных случаях – для безопасности. Если, к примеру, вновь прибывший болен и может заразить других.
– Летом они оживают, ловят бабочек, кузнечиков. Как можно их держать в клетке? Они свободолюбивые, в теплое время года ловят мышей, приносят, показывают, что работают, – говорит Татьяна Степановна.
Роза Орт волонтерит в приюте. Говорит, изначально хотела лишь помочь пристроить кошек, фотографируя и размещая в соцсетях. Потом втянулась, теперь приходит навестить четвероногих, помогает в уходе за ними, организовывает сборы средств.
– Из-за буранов мало людей приносили еду. В этом месяце мы сами немного закупали, это сложно. Господдержки нет, как и у всех приютов. Сейчас волонтеров немного, хотелось бы больше, особенно мужской половины, – говорит Роза. – Деньгами лисаковчане помогают. Например, был случай, когда нашли кота, которого сбил автобус. У него было ужасное состояние. В нашем городе ветеринары помочь не могли. Мы собирали деньги, чтобы отвезти кота в Костанай. Собрали, отвезли. К сожалению, лапу пришлось ампутировать, но он выжил. Сейчас здоров, живет в костанайской семье. О нем заботятся, нам постоянно высылают фотографии.
Про второй раз
Тем, к кому здесь особенно привязываются (в основном это кошки, поступившие в приют на грани жизни и смерти, но выжившие), дают имена.
Сиамские, рыжие, трехцветные... Слепые, хромые и просто напуганные... У этих зверушек, побитых жизнью, есть мечта – найти хозяина. К незнакомцам они приветливы. К слову, некоторых кошек из приюта все-таки забирают.
– Нужно понимать, что они уже травмированы, их бросили. Когда забирают, я предупреждаю: подумайте очень хорошо, чтобы потом не бросить их во второй раз. Но, увы, часто приносят обратно или вовсе выбрасывают на улицу...
Татьяна Степановна уверена: любой кошке, даже самой своенравной, просто жизненно необходимы внимание и ласка. Но, признается, за день погладить каждую подопечную не всегда удается. А вот с помощниками это будет по силам. Ведь любая инициатива сильна командой.