В сложный период становления независимого Казахстана система образования испытывала большие трудности. Особенно образование медицинское. Важно было сохранить и развивать медколледжи. В Костанае таковой 13 лет возглавляла Людмила ГАЛЬЦОВА. Сейчас она главврач санатория «Джайляу». Медкадры, каким должен быть врач, значение профилактики: что думает об этом наш собеседник.
На третьем этапе
– Людмила Николаевна, вы были депутатом облмаслихата, 23 года медицинской практики посвятили урологии. Про себя говорите: «Я сначала лечила, потом учила». Сейчас работаете главным врачом санатория. На данном этапе в большей степени учите или лечите?
– Я с медициной уже полвека, о профессии хирурга думала с детства. Ведь даже когда я училась в школе в десятом классе, уже ходила в больницу. Моим первым учителем была заведующая хирургическим отделением железнодорожной больницы станции Курорт Боровое Анна Ивановна Самохина. Она мне, десятикласснице, доверяла присутствовать на операциях. Поступив в Карагандинский мединститут, я продолжала ходить в больницу, в спинальном отделении шефствовала над парализованными пациентами. А потом работала и санитаркой, и медсестрой, и врачом...
Таким образом, я более полувека уже в здравоохранении. Да, я лечила, учила, а сейчас занимаюсь реабилитацией. Это тоже этап лечения после определенных заболеваний. Занимаюсь и профилактикой, это очень важный раздел. Ведь это предупреждение заболевания, а как гласит восточная мудрость, заболевание нужно лечить за три года до его возникновения. Как раз санаторные комплексы и являются базой, на которой можно осуществлять профилактическое лечение и реабилитацию. Это третий этап моей карьеры, моей жизни.
– Недавно вы отметили 70-летие. А на какой возраст себя ощущаете?
– Мне семьдесят, но я продолжаю работать, ощущаю в себе силы, энергию. Есть идеи в области профилактики и реабилитации пациентов. Рада, что востребована и со мной советуются по многим вопросам. А когда меня приглашают в колледж, я как будто хватаю глоток свежего воздуха, сразу ощущаю молодость души, прилив энергии.
За почти полвека в здравоохранении, конечно, прошло очень много этапов. Значимых и не значимых для кого-то, а для меня очень важных. Это и организация областной урологии, и оснащение ее оборудованием, изобретение инструментов для операций на почки. Это подготовка кадров. Важная веха: медколледж вышел на международный уровень, нами созданы программы, учебники, это большое достижение. На общественной работе, когда я была депутатом, были постоянные выездные заседания. Всего и не перечислишь.
В «Джайляу» тоже были проекты – оздоровление инвалидов, медиков, педагогов, школьников. Ученики Назарбаев Интеллектуальной школы у нас ежегодно проходят оздоровление. На территории санатория проходят различные олимпиады, которые сочетают в себе как умственную работу учащихся, так и профилактический аспект. Какие личные итоги? Я думаю, самый главный итог – то, что у меня есть замечательный сын и муж. Муж, который тоже, находясь на пенсии, работает заведующим отделением в ТОО «Гиппократ» и выполняет сложнейшие операции.
Теория или практика?
– Несколько лет назад, будучи директором медколледжа, в интервью «КН» вы предложили несколько вариантов того, как можно решить вопрос с дефицитом медицинских кадров. К примеру, поднимали вопрос о создании отделения с повышенным уровнем образования, говорили о гибкости в переподготовке кадров. Как считаете, сегодня в этом направлении есть подвижки?
– Колледж стал высшим медицинским колледжем, потому что введен повышенный уровень образования – бакалавриат. На нем готовят медсестер-бакалавров, которые смогут работать старшими, главными сестрами. При мне открыли отделение «Сестринское дело» с государственным языком обучения, с договорной формой обучения (коммерческое). Часть наших мечтаний воплотилась в жизнь. Также в колледже очень продуманно подходят к переподготовке кадров. Поэтому наша работа была проведена не впустую. Из положительных перемен – в мое время был очень маленький бюджетный набор. Сейчас он увеличился практически в четыре раза. Получается, больше специалистов и лучше обеспечиваются лечебные учреждения. Кроме того, в Рудном открыт филиал медицинского колледжа, это тоже дополнительные кадры. Плюс на договорном отделении стало больше студентов.
– Сейчас вы работаете главным врачом санатория и к вам наверняка приходят молодые специалисты. Что можете сказать, видя их на практике, о нынешнем качестве подготовки медицинских кадров?
– Что касается подготовки кадров, то это зависит от их – кадров – собственного желания. Кто хочет, тот всегда будет хорошим специалистом. Что мне не совсем импонирует – современные образовательные стандарты больше повернуты в теоретическую сторону. Раньше в колледже большую часть учебного процесса занимало практическое обучение. И после выпуска наши фельдшеры умели работать на практике. Теперь, к сожалению, больше теория и занятия на тренажерах. Меньше стало занятий в больницах. Я считаю, что это не совсем верно.
И еще. Я всегда скептически относилась и отношусь к тестированному контролю при подготовке медицинских работников. Я считаю, что стандарты не во всем уместны. Каждый человек – индивидуальность, и лечить только по шаблону нельзя. Медработник должен клинически мыслить, уметь, собрав анамнез, провести дифференциальную диагностику, выставить предварительный диагноз. Для того, чтобы правильно лечить. Не везде, к сожалению, в медицине можно применять стандарты. Медики должны быть человеколюбивыми, идти в профессию по призванию и относиться к людям так, как хотели бы, чтобы относились к ним.
– Одно время вы работали на двух фронтах – директором колледжа и одновременно практикующим врачом. Почему пошли на это? Ведь сложно совмещать.
– Да, в первые годы, когда я стала директором медколледжа, я продолжала совмещать с работой в больнице, ходила в операционную. Но с годами времени становилось все меньше, потому что работы в колледже прибавлялось. Я перестала активно совмещать, но продолжала вести амбулаторные приемы и никогда с медициной не расставалась. Мало того, я ездила на курсы повышения квалификации, чтобы оставаться грамотным специалистом и не забывать свою любимую профессию.
Для души
– Вы всегда занимались благотворительностью. Остается ли сейчас на это время?
– Да, конечно, я продолжаю заниматься благотворительностью. Как могу, и как позволяют мне средства и время. Но не люблю это афишировать.
– У вас очень напряженная работа. Есть ли у вас отдушина, которой вы можете посвятить свободное время?
– Люблю погулять по просторам Интернета, почитать новости, пообщаться с друзьями, знакомыми, коллегами. У меня есть хобби – занятие цветами, уже подходит время сажать рассаду. По некоторым объективным причинам в этом году совсем мало времени. Но, думаю, найду минутку и буду заниматься своим любимым хобби. Дача мне напоминает родительский дом в Щучьем, где прошли детские годы. Стала в последнее время реже ходить в театр со своими подругами. Хотя очень люблю театр, особенно наш, костанайский. У них замечательные спектакли, очень нравятся комедийные. Когда кто-то к нам приезжает, обязательно веду в наш театр.
Фото из архива Сергея МИРОНОВА