События в Заречном вышли далеко за пределы уголовного дела, где главной фигурой стал бывший заместитель акима Костанайского района.
Уголовное дело
Родилось оно 6 августа 2020 года. Предприниматель из Алматы Рашид Сарсекенов написал заявление в антикоррупционную службу о том, что руководитель отдела земельных отношений акимата Костанайского района вымогал у его представителя три тысячи долларов. В заявлении были также имена акима села Заречного и замакима района Рустама Садыкова.
Завели дело по статье «Взятка». Доказать ее не удалось, и действия подозреваемого переквалифицировали на статью «Превышение власти или должностных полномочий». Но главное, поменялся основной фигурант: им стал не тот, кто якобы требовал взятку, а Рустам Садыков. В его кабинете тут же провели обыск. На тот момент у оперативных сотрудников уже были записи негласных следственных действий. Несколько дней подряд на прием к Садыкову приходил увешанный аппаратурой Сарсекенов. Его задачей было раскрутить чиновника на речи, которые можно было привязать к уголовному делу.
Где собака зарыта
Об этом лучше всего расскажет обоснование следователя антикоррупционной службы о проведении несанкционированного обыска у Садыкова: «В ходе расследования установлено, что замакима Костанайского района Садыков в сговоре с акимом с. Заречный Исмагамбетовым и руководителем отдела земельных отношений Сарымбет, превышая свои должностные полномочия, взамен положительного решения вопроса о предоставлении права временного землепользования земельным участком на месторождении «Сафроновское» понудили директора ТОО «Ремдортехник» передать денежные средства 10 миллионов 820 тысяч тенге представителю ТОО «GAS QURV VYS» Сидоренко для строительства газопровода в с. Заречный».
Что за газопровод? С чего вдруг чиновник понуждал предпринимателя его построить?
Песчаный карьер
В начале лета 2020 года жители крайних домов Заречного заметили, что в сотне метров от них появились вагончик и погрузчик. Кто-то вел добычу песка. Появившийся там предприниматель Сарсекенов пояснил людям: на то есть лицензия. Это вызвало у жителей недоумение. Ведь все они сидели в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного захоронения животных. Это захоронение обнаружили в 2016 году. Жителям из-за этого отказали в проведении к домам газа, водопровода, электричества. Хотя все они получили участки под застройку законно, через акимат. Почему же добычу песка там же разрешили?
Вызвали полицию. Потом приехал и аким села Нургиса Исмагамбетов. Он и позвонил заместителю акима района Рустаму Садыкову. Есть видеозапись того разговора. Люди заявили прямо: хотите войны, будет вам война. Садыков знал про карьер. В земельной комиссии, где он был председателем, уже находилось заявление директора ТОО «Ремдортехник» Сарсекенова о выделении земельного участка, существовала и лицензия на добычу песка, выданная облуправлением ресурсов и регулирования природопользования. Люди заявили, что будут писать Президенту. Садыков остановил: напишите сначала на имя акима района, будем разбираться.
Замакима тогда даже предположить не мог, что в итоге его обвинят в том, что он незаконно инициировал обращение сельчан. А еще в том, что прикрывался благими намерениями сделать что-то для людей, имея преступный умысел навредить бизнесу.
Отказ, отказ, согласие, отказ...
Районная земельная комиссия четыре раза разбиралась с заявлением предпринимателя Сарсекенова. Первый раз отказала: он просил участок в аренду на 48 лет, а лицензия была на три года. Во второй тоже отказ: выяснилось, что часть участка, указанного в лицензии, попадает в санитарно-защитную зону. По просьбе Садыкова начальник отдела земельных отношений сделал запросы в соответствующие областные ведомства. Никто ничего не знал. Даже ветслужба, которая сама устанавливала местонахождение опасного скотомогильника. Что, конечно, удивительно, если не сказать больше.
Садыков поехал в Костанай консультироваться. И получил совет: давайте согласие, если ТОО отступит от указанных в лицензии координат. Вообще-то, для этого нужно было вносить изменения в лицензию. Но... Земкомиссия собралась в третий раз. И дала согласие на разработку усеченного участка с определенными условиями. ТОО «Ремдортехник» с условиями согласилось. Обо всем, что происходило на заседаниях комиссии, Садыков докладывал тогдашнему акиму района. Но в суде тот сказал, что не вникал в подробности.
Четвертое заседание состоялось в июле 2020-го. Постановили отменить свое же решение о выделении участка. Сарсекенов не выполнил условия: участок не огородил, с людьми не договорился. Предприниматель был в гневе. Так появилось его заявление в антикоррупционную службу. Уже обвешанный аппаратурой, он приходил в кабинет к Рустаму Садыкову. Тот предложил обжаловать отказ в суде. Но Сарсекенов настойчиво спрашивал: что сделать, чтобы вы дали добро? Садыков сказал: мне ничего не надо, договоритесь с населением. Если мы вам дадим участок, меня обвинят в коррупции. У народа нет газопровода...
Вместе с акимом Заречного предприниматель поехал к жителям. Пообещал спонсорские средства для газификации. Люди заявили: дадим согласие на карьер, когда деньги будут у газовиков. 20 августа инициативная группа должна была присутствовать на передаче 10 миллионов 800 тысяч тенге в кассу. Накануне вечером жителям сообщили, что Садыков и Исмагамбетов задержаны.
Предприниматель созвонился с руководителем филиала ТОО «GAS QURV VYS» Андреем Сидоренко и сказал, что ему удобнее привезти деньги раньше. Миллионы были муляжом, но газовик не успел это понять – в дверь настойчиво постучали...
Приговор
На статью УК РК «Превышение власти или должностных полномочий» обвинение в суде переквалифицировало действия Рустама Садыкова в последний момент. Прокурор заявила: подсудимый не имел полномочий рассматривать заявление предпринимателю, это полномочия облакимата. Есть лицензия – участок надо выделять незамедлительно. Коллективное обращение не основание для отказа.
Суд приговорил бывшего замакима к пяти с половиной годам лишения свободы в колонии средней безопасности. Это жестче, чем даже просил прокурор.
– В чем я виновен, не понял до сих пор, – заявил бывший чиновник. – Сейчас незаконную лицензию уже отозвали. Но система не простила, что я открыл рот...
Постеснялся?
В суде не раз звучало: нарушением была выдача лицензии. Почему множество природоохранных ведомств не знало (предприниматель, кстати, тоже этим возмущался), что определило для добычи песка участок рядом с опасным могильником? Если есть лицензия, никто не смеет ее оспаривать? Для Садыкова «самодеятельность», а он считает это своей гражданской позицией, обернулась тем, что его объявили опасным для общества.
...За несколько дней до приговора в Заречный нагрянули гости: новый аким района, руководитель облуправления природных ресурсов и регулирования природопользования Мурат Шаимов, ряд других персон. Надо полагать, не просто так приехали. В суде находится иск членов инициативной группы о признании той самой лицензии на добычу песка недействительной.
На встрече с населением Шаимов сообщил: ТОО «Ремдортехник» работать не будет. Уже есть согласие о добровольном отказе. К тому же 30 апреля исполнится год с момента выдачи лицензии, ТОО обязано предоставить отчет о проделанной работе, а отчет будет нулевой.
– Кто же им дал лицензию? – поинтересовался местный жителей Игорь Зуев.
– Лицензию предоставило государство.
– В лице кого?
Ответа не последовало. Только уверения, что оснований для отказа не было. Постеснялся, видимо, Мурат Шаимов сказать, что под документом его подпись...
Татьяна БАШКАТОВА
Фото Сергея МИРОНОВА и автора