Так распорядилась природа, что Костанай – город (регион) без нефти. Мало того, мы можем остаться и … без солнца. Или безнадежно отстать, когда другие рвутся вперед.
Кто рано встает
– Когда едешь по дорогам Монголии впервые, то хотя и отдаленно, бескрайность этой страны напоминает наши просторы, – рассказывает Вячеслав Советский, в свое время заместитель акима города Лисаковска, ныне генеральный директор ТОО «Astana Solar», являющееся на 100 процентов дочерним предприятием национальной компании «KazAtomProm».
Командировка в Монголию имела четкую цель – познакомиться с опытом скотоводов, сумевших к традиционному, очень древнему бизнесу подключить новые энергетические технологии. Однако при том что технологии – новые, источники энергии вековечные – ветер и солнце.
С Вячеславом Крестьяновичем мы разговаривали ровно через два года (день в день), как был запущен завод «Astana Solar», предназначение которого – производство и применение фотоэлектрических модулей, проще говоря, солнечных батарей.
– Монгольские скотоводы проявили предприимчивость и прагматизм. Они устанавливают возле своих жилищ два-три-пять-десять модулей, чтобы обеспечить питанием прежде всего холодильники, – рассказывает Вячеслав Советский. – Чтобы сохранить качество молока и мяса – основного товара – им нужен холод. Они его и получают – от солнца. Это обеспечивает им интерес покупателя, то есть сбыт продукции, и стимулирует производство.
Не сказать, что в Казахстане животноводство обходится без возобновляемых источников энергии. Например, Валерий Пилипенко, глава костанайского ТОО «Polyset», рассказал, что в ноябре прошлого года в Павлодарской области его компания в рамках программы обводнения пастбищ установила почти полтора десятка насосов, работающих от ветра.
– В Костанайской же области таких заказов не дождешься, потому что к упомянутой программе еще не подступали, – говорит Валерий Пилипенко. – В прошлом году 90 процентов своей работы, включая обводнение пастбищ, мы сделали за пределами нашего региона…
Интересно, что к услугам костанайских специалистов по возобновляемым источникам обращаются даже россияне, имеющие технологически продвинутый бизнес в уральских городах. А что же мы? На какую энергию рассчитываем?
Хвастаться будет нечем?
– Я бы сказал, что в Костанайской области как на официальном, так и на предпринимательском уровне к ветру и солнцу пока равнодушны, – считает Валерий Пилипенко. – Совсем скоро ЭКСПО-2017, но, боюсь, Костанаю нечем будет похвастаться на всемирной выставке…
По мнению Валерия Александровича, исключение составляет наука: Наурзумский заповедник, вузы – КГУ и РИИ. Рудничане (индустриальный институт), к примеру, привлекли средства немецких спонсоров и теперь «вооружены до зубов».
В КГУ несколько лет этой темой занимался Андрей Петрович Коваль, ныне начальник управления науки университета.
– У нас пока сам факт того, что где-то появился ветровой двигатель или солнечный модуль, является событием. Тогда как пришло время реально оценивать коэффициент полезного действия такого оборудования, – говорит Андрей Коваль. – Например, тот перепад температур, который существует в северной Костанайской области, может стать контраргументом для широкого использования солнечных батарей. Но, к примеру, американская и российская продукция, хотя и дороже китайской, зато вполне жизнеспособна в наших условиях…
Только ли американская и российская? По словам Вячеслава Советского, завод «Astana Solar», который выйдет в нынешнем году на 90-95 процентов своей проектной мощности, тоже в этом числе. В Казахстане за последние два-три года создана совершенно новая отрасль, где на сегодняшний день более тысячи рабочих мест.
– В мире солнечные модули уже не считаются суперуникальным продуктом, – говорит Вячеслав Советский. – Но наше производство – уникальное. Тем, что это вертикально интегрированный проект, тем, что не гоним сырье, а уже сегодня находимся на шестом переделе…
Шестой передел
«Передел» – статусное слово для промышленников, точка отсчета в столь желанной государству диверсификации экономики. И для человека, среднестатистического казахстанца, процессы роста производства имеют большое значение.
От них зависит уровень жизни и формула житейского счастья. Кого они коснулись?
– У нас есть сырьевая площадка в Уштобе Алматинской области, где добывают кварц, а из него делают кремний – это два верхних передела. В Усть-Каменогорске у нас есть производственная площадка, где мы делаем "серые панели" и ячейки для модулей – два передела. В Астане мы производим модули и ставим солнечные станции, – расшифровывает «переделы» Вячеслав Крестьянович.
После того как правительство определилось с тарифом для возобновляемых источников, спрос на солнечные станции резко пошел вверх. Основной покупатель – так называемый «сетевик» (производит электроэнергию и отдает в сеть) и по совместительству – конкурент монополистам. Заметим, что конкуренция с монополистами – дело нешуточное.
Сколько лет, к примеру, в Карасуском районе энергетики мытарили биогазовую установку, в которую были вложены большие деньги и надежды частника? А крупные наши аграрники встали «над схваткой», чтобы понять, есть ли перспектива заниматься «зеленой экономикой». Поняли, что пока не стоит – лучше поберечь нервную систему. Может быть, в других регионах и отношение другое к инновациям? Однако знающие люди считают, что ясности в этом вопросе нет.
В наших условиях
В наших, Костанайского региона, условиях мы пытаемся найти нефть. Вспоминаю, как несколько «новых годов» назад мы делали оптимистический репортаж из Новонеженки (Аулиекольский район), где размещался вахтовый поселок буровиков, а буровая вышка будоражила округу и тех, кто искал работу за большие деньги. Потом волнение улеглось, когда стало ясно, что поиск нефтяного богатства – дело не одного дня.
Инвесторы, специализирующиеся на углеводородах, периодически приезжают в нашу область, видимо, на всякий случай, чтобы не опоздать. Ведь по их логике, если в костанайских недрах угнездилась вся таблица Менделеева, то нелишним будет поискать и нефть. До других источников энергии вроде как и дела никому нет. Например, громадные запасы лигнита (бурый уголь) в том же Аулиекольском районе затоплены якобы до лучших времен. Точнее, до тех времен, когда сформируется активный спрос на этот вид топлива.
Напрашивается вывод, что ждать будем долго – и нефтяных фонтанов, и угольных караванов. А между тем от возобновляемых источников энергии не отказываются даже в областях, где углеводороды, как у нас хлеб, дело обычное. И где тарифы на электроэнергию не зашкаливают за средний по республике показатель. Что уж говорить о странах, где не уповают на нефтяные вышки.
Счет на часы
– В фотогальванике есть такое понятие, как количество солнечных часов, – Вячеслав Советский приводит две цифры:
– В Германии в среднем это 1000 часов. А у нас в Казахстане – 1200. При этом Германия не только европейский, но и мировой лидер по солнечной энергетике. Получается, что у нас – гигантский ресурс, выше лидерского...
Кто извлекает из этого ресурса КПД? Кызылординская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Алматинская, Мангистауская, часть Восточно-Казахстанской области, город Астана имеют очень высокий КПД солнечных модулей. В Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Костанайской областях, по среднемировым параметрам, заложены тоже очень хорошие возможности, но они пока не используются.
– Есть облачные дни, сегодня в Астане метель, но в среднем по городу в летний период КПД в разы увеличивается. Это касается и ветра… мы очень оптимистически смотрим вперед…
Разговор с нашим земляком состоялся перед Новым годом. Время, когда все ищут подарки. Лично я искала в бутиках игрушки на солнечных батарейках. И не находила. А раньше их можно было купить…
Бессмертная бабочка
Несколько лет назад мне попалась солнцелюбивая бабочка. Симпатичное изделие питалось от небесного светила. Я подарила игрушку коллеге, бабочка мило махала крылышками день за днем. Сделать еще кому-нибудь такой подарок нет возможности – игрушки на солнечных батарейках мне больше не попадаются. Возможно, потому что на них большой спрос, а предложение – мизерное?
ТОО «Astana Solar» только осваивается на этом рынке. Но «мелочи жизни» уже учитывает. Производство ТНП (товары народного потребления) планируется, есть разработки. Ведь не только солнечными станциями и крупными клиентами продвигаются инновации. Я снова приведу слова Вячеслава Крестьяновича:
– Нам очень интересна категория «политическая»: частники, принципиально настроенные на новые технологии – будь то сервис, отгонное животноводство или просто любители новизны. Это глашатаи инноваций, они имеют чутье на новые ниши в бизнесе. Они – помощники cолнца…
Много ли таких в Костанае? Валерий Пилипенко посоветовал побывать в «Золотом фазане», очень уютном комплексе для отдыха за городом. Здесь «Polyset» в конце прошлого года решило проблему автономного освещения – с помощью солнечных панелей и светодиодных ламп. Как говорится, хорошо, но мало…