Кавалеристы и их боевые друзья приступают к конному патрулированию Костаная.
Под топотом копыт
12 бравых жеребцов удивленно поворачивают морды в сторону визитеров. Обширная карда, огороженная по периметру, находится рядом с главным входом на территорию кавалерийского взвода Костаная. Сопровождает корреспондентов «КН» заместитель командира батальона патрульной полиции Бахытжан Мырзабулатов. Он говорит, что со дня на день животные заступят на службу.
– Конные патрули ежегодно приступают к объездам в апреле. Они нужны в труднопроходимых местах. Там, где не проедет автомобиль, легко пройдет лошадь. Как правило, наша территория – это дачные массивы, пляжи и лески, – рассказывает Бахытжан Мырзабулатов.
Догонять правонарушителей приходится не часто. Потому что убегать им смысла нет. От кавалериста далеко не уйдешь. Тем более что лошади молодые. Они крепки, здоровы и энергичны.
Сарбас – значит Рыжик
Будто в подтверждение конюхи выводят длинноногого жеребца Хана. Старший сержант патрульной полиции Дамир Сансызбай ловко на него взбирается и натягивает удила. Что-то шепчет Хану, и... он поднимается на задних ногах, выбрасывая передние в воздух. Фырчит, зажимает железный стержень зубами, но сбросить кавалериста не пытается. И так раз за разом. Делать свечу его кавалеристы научили!
– Когда лошади к нам только попадают, и объезжать их приходится, и разучивать команды. Главное, найти с животным общий язык. Это несложно. Умные животные, понимают, кто их кормит, поит, расчесывает, кто с ними ласков, кто груб, – Дамир Сансызбай работает во взводе уже 12 лет, свое дело знает хорошо. Он здесь и патрульный, и конюх.
«Этого красавца Сарбас зовут. На русский переводится как Рыжик», – мужчина проводит пластмассовой расческой по гриве и бокам животного, собирая слежавшуюся шерсть. Чуть поодаль старший сержант Ерлан Абдрахманов поглаживает своего боевого товарища по крупу.
– Его Каска зовут. Он получил свое имя из-за белого пятнышка на лбу, – объясняет сотрудник. – Вообще, мы на всех двенадцати лошадях ездим, не выбираем себе любимчиков. Поэтому получается, что одинаково хорошо обращаемся со всеми животными.
Каска громко жует удила, а Ерлан говорит: уздечка для лошади, что руль у машины. Если не надеть, конь уже не станет так четко слушать команды. Сам Ерлан в рядах кавалеристов второй год. Впервые сел «за руль» еще в детстве. Но убежден, что научиться езде на лошади способен человек любого возраста.
– Самое главное, не бояться лошади. Страх все животные чувствуют, а лошади тем более. И любовь тоже, – пока старший сержант говорит с корреспондентом, Каска играючи прикусывает конюха за руку. Не из злости. От любви.
Распорядок
Но служба есть служба. Игры, вольная пастьба, нежные чувства – это в свободное время. Рабочий же день, когда новая смена только заступает на службу, начинается с важного: стадо нужно напоить и накормить. Зимой, когда лютуют морозы, лошади находятся в деннике. Апартаменты здесь у каждой особи личные, именные. Когда теплеет, животные разгуливают по карде. Здесь и питаются.
– Любое животное хочет свободы. Вы бы видели, как они радуются на выходе из денника. Прыгают, бегают, резвятся! У нас самих настроение поднимается. А перед службой становятся серьезные, будто понимают все, – улыбается Ерлан Абдрахманов.
Из Заречного к местам несения службы лошадей будет доставлять коневозка. Перед выездом животных обязательно расчешут и почистят. Каждый вечер они будут патрулировать Костанай по шесть часов. Коневозка нужна, чтобы животные меньше уставали...
Закончится кавалерийский сезон в начале октября.