Куаныш АБИЛЬМАЛИКОВ год как старший научный сотрудник музеязаповедника «Ботай» в СевероКазахстанской области. Хотя еще недавно он преподавал в Костанае.
Интерес зовёт
Сотрудничать с музеем-заповедником «Ботай» наш земляк начал со студентами КГПИ им. Султангазина в 2012 году. Ему как историку было интересно изучить в археологической экспедиции энеолитическое поселение, расположенное возле села Никольского в Северо-Казахстанской области. За девять лет костанайские студенты вместе с преподавателем нашли там 9 тысяч археологических предметов! Они сейчас хранятся в музее-заповеднике «Ботай».Со временем ежегодных экспедиций стало мало. А тут и руководство музея, высоко оценившее профессионализм костанайского историка, пригласило на работу. Решение далось непросто, говорит наш герой. Теперь он, можно сказать, живет и работает на две области – Северо-Казахстанскую и Костанайскую.
Вообще, у «Ботая» с Костанаем особая связь. Студенты ездят туда на раскопки, а наши школьники посещают музей с помощью онлайн-экскурсий. А еще первооткрыватель и исследователь ботайской культуры профессор археологии Виктор Зайберт тоже одно время преподавал в Костанае. Именно он открыл поселение в 1980 году во время Северо-Казахстанской археологической экспедиции и с тех пор исследует его.
Чем занимается научный сотрудник Абильмаликов в музее-заповеднике? Многим. Не только описывает музейные предметы (в хранилище около пяти миллионов экспонатов!), но и организовывает экскурсии, передвижные выставки, готовит научные публикации. А еще, что самое интересное, участвует в археологических раскопках, ведет работу по реконструкции антропологического облика древних ботайцев.
За это стоило сражаться
Археологический памятник «Ботай» – научный бренд, который известен далеко за пределами Казахстана. Летом в «Ботай» приезжают исследователи со всего мира.– Памятник уникальный, – объясняет Куаныш Кабдулович. – Он похож на городище Первомайское или на некрополи Новоильинский или Бестамак в Костанайской области. Похож именно тем, что археологические раскопки ведутся длительное время. Археологи находят множество уникальных исторических предметов. При этом поселение за 40 лет исследовано только наполовину! Большое количество жилищных конструкций не изучено, остаются невыясненными вопросы погребения умерших у ботайцев.
Само поселение расположено в очень красивом месте: рядом лесные массивы, притоки реки Ишим, горные массивы Айыртау, Имантау, Кокшетау. Древние люди выбирали красивые, плодородные земли для строительства поселений.
– Когда приехал сюда в первый раз, был сражен красотой природы. Я понял: не зря последний хан Кенесары Касымов сражался против российских войск за эту землю, – признается историк. – Издревле, с каменного века, эта земля была местом сражений. Тому подтверждение находка скелета древней ботайки с каменным наконечником в грудной клетке. Природа «Ботая» уникальная и в то же время строгая, суровая. Маленькие прохладные речки обегают высокие величественные реликтовые сопки, обросшие деревьями, под которыми хранятся тысячелетние следы истории человека. В поселке Никольском по улицам могут пробежать степные лисы – корсаки. В полевой траве возле реки Иман-Бурлук не редкость увидеть греющихся степных змей – ужей. Природа «Ботая» очень похожа на костанайский Наурзум или Аулиеколь, с большим количеством диких животных. Со временем понимаешь, что не хочется отсюда уезжать.
Укрощение диких
Уникальность «Ботая» и в том, что именно здесь шесть тысяч лет назад впервые приручили дикую лошадь. Казахстанские и зарубежные ученые, изучавшие поселение, подтверждают этот факт.С Куанышем Абильмаликовым можно часами говорить на эту тему. Он неиссякаемый источник научных фактов о нашей родной земле. Слушаешь и восхищаешься. И машины времени не нужно. Наверное, так выглядит человек, который влюблен в науку.– Сегодня существует множество доказательств тому, что ботайцы смогли приручить лошадь. Российский ученый Л. Гайдученко определил, что большая часть останков лошадей принадлежит кобылицам. У домашнего скота количество самок всегда преобладает над самцами, – раскладывает по полочкам историк. – Еще одним фактом является наличие частиц кисломолочной продукции на останках керамической посуды. Так как, кроме костей лошади, в поселении Ботай не было найдено останков других животных, понятно, что единственным источником кисломолочной пищи могла быть только лошадь. Также археологи нашли псалии – элемент примитивной уздечки. А в 2017 году британский ученый Алан Оутрам использовал новый метод масс-спектрометрии для идентификации белков, сохраняющихся в останках зубов.
ФОТО ИЗ АРХИВА К.АБИЛЬМАЛИКОВА