К своему 30-летию Абылай-хан КАКЕНОВ подходит с достойным грузом опыта работы на госслужбе и не только. Лауреат Золотой книги молодежи, он успел попробовать себя и в партийной работе, и в сфере образования... Ровесник Независимости РК признается: его выбор вернуться на госслужбу по-настоящему осознанный.
О государстве
– Абылай-хан, каким вы видите себя в Казахстане?– Недавно разговаривал с женой на эту тему. Часто вижу в Сети, пишут, что надо уезжать, что-то менять. В какой-то момент я задумался, куда бы я мог уехать. Очень долго размышлял на этот счет и понял, что, наверное, никуда. На самом деле, просто потому, что я не вижу себя ни в какой другой стране. Казахстан – это мое. Я понимаю, сколько бы работы нам здесь ни пришлось сделать, это мой дом, моя родина. Здесь я вырос. Даже не Нур-Султан, не Алматы. Нет рвения все бросить и уехать даже в другой город страны. Мне в Костанае комфортно.
– Возлагает ли на вас ответственность словосочетание «ровесник Независимости»?
– Так сложилось, что я родился именно в год обретения Независимости. Но тут важно воспитание. Родители заложили во мне главную ценность – если за что-то берешься, надо это сделать. Если бы я родился в любой другой год, мне бы дали точно такое же воспитание.
Ответственность на меня возлагает то, что я гражданин своей страны. Мне хочется делать что-то для постоянного развития нашего города, области. Я никогда не прошу за дополнительную работу ни доплаты, ни премий.
– В чем заключается настоящий патриотизм?
– Наверное, в делах. Не знаю, насколько я патриот. Когда в своей профессиональной деятельности работаешь не потому, что нужно заработать или провести время с 9.00 до 18.00, а действительно переживаешь – это своего рода тоже патриотизм, преданность. Я человек, который, если надо, останется до ночи, до утра.
Благотворительность тоже часть патриотизма. На Новый год мы с друзьями отвезли подарки детям, которые остались в тубдиспансере на праздники. В 2019 году запустили проект «Мечтай со мной» по исполнению нематериальных желаний детей и взрослых, которые безнадежно больны. Я долго вел этот проект. Мне кажется, патриотизм в этом. Не в TikTok, не в Instagram.
– За 30 лет страна шагнула далеко вперед, и вам удалось это наблюдать в процессе. Каким вы видите ее будущее?
– Так как я работаю на госслужбе, не все верят, что я действительно так думаю. Но это правда. Мы шагнули вперед, не стоим на месте. Мы развиваемся. У каждого есть возможности для самореализации, было бы желание. Для того чтобы добиться успеха на государственной службе, сегодня, в 2021 году, не нужно иметь связи, как раньше. Сейчас этого нет.
Мои родители простые рабочие: мама бухгалтер, папа электрик. Они оба на пенсии. Родственников, занимающих высокие посты, у нас нет. Но тем не менее за всю свою сознательную трудовую и общественную деятельность мы с соратниками сумели реализовать множество проектов. В чем будущее страны? Определенно в людях.
О работе
– Это было осознанным решением вернуться на госслужбу?– Да. Я начинал работать в Ассоциации детских и молодежных организаций. Потом пригласили работать в «Нур Отан». На тот момент я был далек от этого, но решил попробовать. Проработал четыре года, проникся. Появилось желание что-то поменять. Поработал в управлении внутренней политики, но тогда это не было осознанным шагом. Понял, что ничего другого не видел. Больше года проработал в системе образования в КРУ им. А. Байтурсынова – хороший опыт, живая работа.
Потом понял, что все равно тянет обратно. Где-то не хватало масштабов, где-то было слишком легко, хотелось жить в стрессе (смеется). Это мой образжизни, мне это нравится. Уже осознанно. Наверное, это и есть профессиональное созревание, взросление.
– К госслужащим предъявляются особые требования, сложно ли им соответствовать?
– Нет, на самом деле это просто нормальное человеческое поведение. Госслужащим не запрещается посещать общественные места. Но нельзя вести себя вызывающе. Но это любого человека касается. Можно отдохнуть где-то, но не ради того, чтобы напиваться и вести себя неподобающе. Когда устраиваешься на государственную службу, проходишь определенный путь, нужно осознавать, что будут ограничения, требования. Нет же такого, что если ты не пойдешь госслужащим, то поедешь в Сибирь валить лес... Никто не заставляет. Поэтому просто нужно быть готовым и понимать ответственность.
– Ваша работа для вас творчество или ремесло?
– Больше ремесло. Но мне нравится эта работа. Все от человека зависит. Во всем нужно искать плюсы. Когда проводишь мероприятия и видишь какой-то положительный результат, это очень вдохновляет. Я научился находить баланс между работой и личной жизнью. Раньше не мог. Знал, что есть работа, и всё. Сейчас осознаю, что есть и семья. Поэтому для меня важно делать свою работу честно и по совести. Это проявляется во всем. К примеру, не поддерживаю разговоры, касающиеся коррупционной тематики. Потому что есть семья, ребенок, родители, которые в меня верят.
– Вы не тщеславный человек? Часто делаете что-то полезное, но не рассказываете об этом.
– Иногда хочется, чтобы никто не знал. Учитывая, что я несколько раз переходил на новую работу, не задумываясь о зарплате, вряд ли можно назвать меня тщеславным. Мне больше важно душевное спокойствие. Чтобы не было такого, когда просыпаешься утром и не хочется идти на работу.
О семье
– 16 декабря 2020 года у вас родилась дочь. Прямо в День Независимости!– Да, отпечаток дата рождения дочери наложила. Вот это поколение Независимости на самом деле. Мы росли в 90-е годы. Моя дочь – поколение независимого Казахстана. Она не будет знать, что такое переходный период, когда нет света, газа. Все современное, все достижения, которые есть, она получит. Мне кажется, она вырастет в другом Казахстане.
– Есть ли у вас творческие увлечения?
– Окончил музыкальную школу по классу домбры. Когда прихожу к родителям, могу взять инструмент и чтото сыграть. Наверное, смогу прочитать ноты, если долго буду сидеть. Это звучит как отговорка, но все же из-за загруженности творчество отходит на второй план. В работу стараюсь привносить творческие нотки. Не могу просто сидеть на одном месте.