Один выращивал огурцы и помидоры. Другой занимался грузоперевозками. Объединились и посадили лук.
Ты помнишь, как все начиналось?
С кредитов и ошибок. Займы под льготные проценты Александр Цой и Владимир Шерф получили по госпрограмме. Взялись за дело в прошлом году в районе Б. Майлина. Вырастили около 800 тонн лука.
– В 2020 году взяли кредит 17 миллионов тенге под 15% годовых, девять из которых субсидирует государство. Получили субсидии на покупку трактора, – говорит глава КХ Александр Цой.
– В общем, мы вложили около 100 тысяч долларов в это дело. Думаю, чтобы рассчитаться со всеми долгами, потребуется три-четыре года. Много зависит от погоды, – говорит управляющий КХ Владимир Шерф.
Он живет в поле с ранней весны до поздней осени. Присматривает за работниками, сам активно участвует в выращивании лука. Проверяет работу насосов в частности. Они сделаны на основе старых легковых машин, в которых остались моторы, служащие для закачивания воды. Шланги от них тянутся на поля, где проведено капельное орошение. Шерф имеет все водительские категории, но за штурвал трактора впервые сел в 2020 году.
– Мы в прошлом году ошиблись в обработке против сорняков, сдвинули сроки посева. Ну ничего. Не ошибается тот, кто ничего не делает, – говорит Владимир.
Их личный план
Александр с Владимиром дружат семьями. И вот однажды они подумали и решили: посеем лук. Для обмена опытом съездили в Волгоград в 2019 году, где агротехнические приемы местных фермеров схожи с теми, которые можно применять у нас.
Посеяли на 20 га в районе села Октябрьского. В этом году с учетом исправленных ошибок коллеги-друзья намерены увеличить урожайность овоща. Их личный план – 90-100 тонн с гектара. 6 га отведено под ранний лук, его соберут в сентябре, 14 га – под поздний.
– До сих пор хранится в погребе лук, который мы собрали поздней осенью. Почти не пророс, – с гордостью говорит Владимир.
В прошлом году ради эксперимента они посеяли 15 сортов лука. Собрали урожай, отобрали три сорта, показавшие себя лучше остальных, и только ими провели сев в этом году. А еще добавили на двух гектарах морковь. Тоже с прицелом на будущее.
Помимо сорняков бороться приходится с птицами и хомяками. Первые клюют шланги для капельного орошения, вторые роют ходы в почве, что губит посевы. Владимир Шерф вытаскивает на середину поля небольшую пластиковую трубку на подставке. К трубке подсоединен бытовой газовый баллон. Газ с шипением поступает в трубку, срабатывает затворный механизм. «Бах!» – оглушительный хлопок разносится по округе. Птицы отлетают от поля. Через короткое время пушка снова плюется воздухом и шумом. Для изгнания хомячков используется вода, которую фермеры заливают в норы. На какое-то время зверьки исчезают.
Путешествия со смыслом
Неугомонность духа и желание узнать что-то новое звали Цоя в путешествия по аграрным хозяйствам России и Украины. В Днепропетровске он впервые узнал о капельном орошении и больших теплицах. Вложился и туда и туда, два года выращивал в теплицах огурцы и томаты. «Маржа там небольшая была», – говорит Александр. Перешел на лук. Еще и потому, что интересно, к тому же можно механизировать почти все рабочие процессы.
Сейчас в поле работают пять человек. Занимаются поливом, ручной прополкой крупных сорняков. Лук посеян с помощью итальянской сеялки. Убирать его будут на специальном комбайне, с помощью которого можно сразу фасовать урожай в мешки.
Кстати, сеялку фермерам пришлось настраивать самим – из-за пандемии не приехал специалист, который должен был по договору показать, как работает заграничная техника. Разбирались неделю. Справились. Говорят, если б не ограничения, то наверняка поехали бы за рубеж. Нет, не отдыхать. За опытом. Впрочем, пандемия ведь закончится. Рабочий тандем настроен оптимистично.