В последние годы участились военные конфликты между государствами, ранее входившими в состав СССР. Эскалация локальных войн между странами, имеющими общее историческое прошлое, это негативная тенденция. Так считает наш собеседник, начинающий политолог, видеоблогер и общественник Роман ШУЛЕКИН (на снимке).
Взгляд поколения
– Роман, тебе, как представителю поколения Независимости, привычно воспринимать наши соседние страны как суверенные государства. Но, как ты считаешь, является ли суверенитет поводом бряцать оружием?
– На мой взгляд, достаточно учить историю и читать газеты, чтобы понимать, насколько еще близки те страны, что недавно были единым целым. Общая ментальность, близкая по духу культура – мы все еще остаемся неким единым политическим пространством, и любая новость о конфликтах в пограничных зонах даже нами, молодыми людьми, воспринимается как нечто совершенно неприемлемое, даже дикое.
– Возьмем совсем недавний конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном. Что не поделили?
– Все началось, грубо говоря, с пустяка. Одна из сторон конфликта попыталась установить видеонаблюдение на границе, другая принялась забрасывать соседей камнями. Можно было бы сказать «каменный век», но ситуация переросла в столкновение с участием военных и применением огнестрельного оружия. Понадобилась встреча на высшем уровне: 1 мая председатель комитета нацбезопасности Кыргызстана Камчыбек Ташиев и председатель ГКНБ Таджикистана Саймумин Ятимов встретились и подписали протокол о полном прекращении огня.
Кому выгодно?
– Что это было: конфликт местных жителей за спорную территорию, или попытка развязать очередной очаг нестабильности на постсоветском пространстве?
– Подобные стычки между двумя государствами случались и ранее, но такой масштаб они приняли впервые. Цель, как считают эксперты, далеко не территория. Думается, что есть третья сторона, задача которой – вовлечь Кыргызстан в войну. Как верно заметил журналист Максим Шевченко, мы должны понимать специфику двух противоборствующих сторон. Это два государства с абсолютно разными политическими системами.
Таджикистан – авторитарное государство, где ничего не происходит вопреки воле Эмомали Рахмона. Кыргызстан – парламентская республика, где президентов в прямом смысле выносят из дворца, если он чем-то не угоден народу. Поэтому, втягивая Бишкек в войну, предполагается посеять внутреннее противостояние, а впоследствии ликвидировать свободомыслие и парламентаризм, установив в Кыргызстане авторитарную власть.
– Как говорится, ищи того, кому это выгодно...
– Есть всего лишь предположение, которое ни в коем случае нельзя расценивать как твердое мнение. Кыргызстан – плохо контролируемое государство, к тому же, находясь под боком у Китая, входит в зону проекта «Один пояс – один путь». Конечно же, Китай не хочет, чтобы на протяжении данного проекта были какие-то непредвиденные ситуации. Ему необходима предсказуемость. Пекину выгодно, хотя он это не проговаривает, чтобы всё было под контролем, а это лучше всего реализуется в авторитарных режимах.
Паны дерутся
– В итоге, как всегда, страдают простые невинные люди...
– Мы должны четко понимать, что это ни в коем случае не война между таджиками и киргизами, как пытаются представить. Так же как конфликт на Донбассе, это не война между русскими и украинцами, это война разного рода олигархических, властных, силовых группировок за контроль над той или иной территорией. Так же как недавнее столкновение Армении и Азербайджана в Карабахе, где веками мирно сосуществовали и армяне, и азербайджанцы.
– Паны дерутся – у холопов чубы трещат. Какую позицию должен занимать Казахстан, когда у соседей происходят подобного рода события?
– Именно ту позицию, которую всегда занимала и занимает наша страна. То есть негативная оценка любого вооруженного конфликта, призыв к скорейшему мирному урегулированию. Казахстан всегда старается примирить конфликтующие стороны, предлагает помощь в организации мирных договоров. Мы ценим наш суверенитет и с уважением относимся к независимости наших соседей.
Мурат ТЮЛЕЕВ
Фото Владимира ФАЙЛЯ и с сайта currenttime.tv