Рукотворная засуха
В поселке Тобол района Беимбета Майлина летом вновь обострилась проблема дефицита воды. Явление это сезонное и вряд ли устранимое без вмешательства областного или даже республиканского бюджета.
Ничего не меняется
На дверях подъездов многоквартирных домов поселка висят объявления о том, что вода отключена с 23.00 до 6.00. Фактически, говорят местные жители, она исчезает из кранов после шести вечера. Качеством воды тобольцы тоже недовольны – она часто ржавая и с песком.
– У нас в поселке живет много работников железной дороги. Они приходят после смены и моются в тазиках. Это в 21 веке! Нас призывают чаще мыть руки, чтобы не заболеть коронавирусом, а мыть нечем! – говорит житель Тобола Владислав Руди.
Такая ситуация здесь уже лет шесть. Хотя порывы случались и раньше. Водоснабжением поселка занимается ГКП «Тобол». Его экс-директор Николай Поляничко говорит о том, что изначально, в советские времена, Тобол запитывался тремя нитками водовода. После реконструкции осталась одна. «Нас убеждали, что все будет в порядке. Конечно, этого мало. Для нормального обеспечения водой требуется проложить еще один водопровод и построить вторую фильтр-камеру», – сказал Поляничко.
В семье Талгата Маженова четверо детей, самый младший родился в прошлом году. Мужчина рассказывает, что вынужден был ходить мыться на реку прошлым летом – воды в квартире на всех не хватало. Этим летом, вероятно, походы придется повторить.
– В ГКП нам отвечают: берите баклажки, ставьте сами насосы, чтобы вода доходила до верхних этажей. Приезжают водовозы. Старикам ходить с баклажками и носить воду по этажам тяжело. Были комиссии, но ничего не меняется, – говорит Талгат.
Дефицит мощности
В 2017 году был реконструирован открытый водозабор, водоочистные сооружения и магистральный водопровод до насосной станции второго подъема поселка. Мощность станции – 2100 кубометров в сутки, ее хватает месяцев на восемь. Потом наступает поздняя весна и лето, расход воды увеличивается до 3000 кубометров в сутки. Люди, в частности, активно поливают свои огороды из водопровода, на что его мощность не рассчитана. Запасы в резервуарах исчезают, поселок остается без воды. Поэтому приходится отключать ее на ночь, чтобы создать какой-то запас. Такие данные приводит ГКП «Тобол».
Аким поселка Тобол Аманжол Есмагамбетов в курсе проблемы. И потому что живет здесь 12 лет, и потому что его квартира находится на пятом этаже, до которого вода летом часто не доходит. Выход аким сегодня видит в небольшом выборе из двух вариантов – либо проложить новую ветку водопровода с технической водой (что для бюджета района сейчас невозможно, ибо счет пойдет на сотни миллионов тенге), либо убеждать жителей частных домов рыть колодцы и скважины у себя во дворах, чтобы снизить нагрузку на водовод с питьевой водой (что ожидаемо дорого для населения).
...Если в регион вернется жара, у жителей Тобола начнется новая серия испытаний на прочность.
Шёл третий год...
В узункольской Ершовке сочли бы за счастье вариант с ограничением подачи питьевой воды. Здесь ее вообще нет.
Несколько лет назад местным жителям пообещали построить водопровод и разводящие сети. Проект, как объясняли «КН», трехгодичный. Работы стартовали в 2019-м. Людей даже устроило то, что проводить воду непосредственно в свой дом придется за свой счет. Какой еще вариант – если соленая вода из колодца никуда не годится, а питьевую им привозят пару раз в неделю.
Жители Ершовки ждали воду, но в итоге прошлым летом приехала бригада, собрала все трубы и материалы. Как выяснили «КН», в тот момент генподрядчик прекратил отношения с субподрядчиком и заключил договор с другим. Тогда даже поднимали вопрос о возможности закончить работы раньше срока – в 2020-м. Не удалось.
В начале этого года на отчетной встрече аким области сообщил, что к централизованному водоснабжению до конца года впервые подключат пять сел, в том числе и Ершовку. А на днях в «КН» пришло письмо от жительницы области, чьи родители живут в Ершовке. Местный акимат, сообщила читательница, уведомил сельчан, что воды и в этом году, скорее всего, не будет – нет денег. «Хотя в начале зимы работы велись, частично возвели насосную станцию. Но ведь сельчан убеждали, что проект рассчитан на три года и должен быть завершен в этом году. Как же так?!»
Аким Узункольского района Мурат Сандыбаев прокомментировал слухи, которые множатся среди жителей села:
– Подобную информацию акимат не распространял. На самом деле работы продолжаются, финансирование есть. Мы постоянно ведем переговоры с подрядчиком. Он обещает, что завершит работы до конца 2021 года, – сказал Мурат Сандыбаев в ходе телефонного разговора с «КН».
В Костанайской области сегодня лишь две трети сельчан имеют доступ к качественной питьевой воде.
В управлении энергетики и ЖКХ области признают, что значительная часть сельчан пользуется подземными источниками воды. Одна из причин – наземные не всегда способны обеспечить нужный ее объем. Многие реки в летний период пересыхают, а зимой промерзают, либо слишком мелкие для установки водозаборов.
Нехватка воды для сельчан, пользователей централизованных водоводов в сельской местности, становится повсеместной. Например, в 2020 году в Федоровке из-за засухи подземное месторождение питьевой воды не справилось с нагрузкой, и сегодня речь идет о строительстве новой ветки для подключения ко второму источнику.
Рост потребления воды в целом растет, а ее все меньше, и это подтверждают не только ученые. Проблема видна невооруженным взглядом. Наполнившееся этой весной на две трети Верхне-Тобольское водохранилище были вынуждены частично опустошить, чтобы пополнить запасы воды для жителей Рудного и близлежащих поселков.
Экологи, климатологи, гидрологи и другие специалисты говорят о нерациональном использовании водных ресурсов. Человек возвращает в природу воду загрязненной, загрязняет ее источники, что усугубляет проблему. Пример тому – родники Костаная, воду из которых уже много лет пить не рекомендуется. В этом смысле установка пунктов раздачи воды в сельской местности, которые будут обеспечивать население питьевой водой, выглядит вполне логичным не только с точки зрения экономии бюджетных средств, но и разумного потребления водных ресурсов.
Опять ремонт
Жители села Буревестник Наурзумского района радовались новому водоводу недолго. Построенный в 2015 году этой весной он дал течь.
Впервые в Буревестник вода пришла в середине 80-х. Тогда «Костанайсельхозводопровод» проложил сети, решив надолго проблему с централизованным водоснабжением. В 90-е годы система без ухода обветшала. Постепенно местные жители обзавелись трехкубовыми баками, которые наполняли привозной водой. Жили так много лет. Вспомнить, как хорошо с водопроводом, удалось в 2015-м. В рамках программы «Ақ бұлақ» сельчанам проложили новые сети, поставили новую водонапорную башню.
Порыв трубы на территории насосной станции этой весной, когда водоводу едва стукнуло шесть лет, обнажил новую проблему. Новые сети – не гарантия от аварий. Более того, отсутствие необходимой техники в районах, которая позволила бы оперативно устранять поломки, растягивает сроки ремонта на недели. Жители терпеливо ждали ремонта почти месяц и лишь после этого обратились за помощью в «КН».
По словам директора ТОО «Наурзум сервис» Муратбека Каримсакова, работы необходимо было вести на глубине около трех метров, но экскаватора нужной мощности у предприятия и в целом в районе нет. Наверняка потому, что и сел с централизованным водоснабжениям по пальцам одной руки пересчитать – Караменды, Буревестник и Шолаксай. Скоро добавится Раздольное.
Учитывая тот факт, что плотность населения в Наурзумском районе низкая (по данным на 2019 год было 10,6 тысячи человек), вопрос приобретения дорогостоящей техники будет еще обсуждаться в свете эффективности бюджетных трат. В перспективе с аналогичными сложностями могут столкнуться и другие малонаселенные районы области, включая Амангельдинский, Джангельдинский, Камыстинский и т.д.
По расписанию!
У города Тобыл Костанайского района почти такие же проблемы и пути решения, что и у тезки из района Беимбета Майлина.
Прямо в эти дни жители столкнулись с ограничением подачи воды. Те, кто проживает в частном секторе Тобыла и в Заречном, сидят без воды с 24.00 до 6.00, а также с 13.00 до 18.00. Жители многоэтажных домов в Тоболе ночью тоже ограничены в воде, а днем им дают воду на час раньше.
Директор КГП «Затобольская ТЭК» Александр Фищук называет ситуацию сложной:
– С этой проблемой мы сталкиваемся третий год. Пока ситуация не меняется. При мощности водозабора 3800 кубов в сутки мы вышли на 4800. То есть нехватка составляет 1000 кубов, запасы в емкостях снижаются. Поэтому и пошли на такой шаг, чтобы не допустить коллапса. Причина нехватки воды летом традиционная – полив. Из-за этого расход воды доходил до 5500 кубов в сутки.
Как решить проблему? Уж точно не запрещать поливать огороды, так как этого добиться невозможно. Поэтому уже выделены деньги на проектирование соединительного водовода от Тобыла до насосной станции Заречного мощностью до 6 тысяч кубов. Так как сейчас нехватка составляет от 1500 до 1800 кубов, то проект должен полностью решить проблему. Деньги уже выделены, но проект в данный момент проходит экспертизу. Как только ее одобрят, объявят конкурс на строительно-монтажные работы.
Ситуация будет меняться в зависимости от погоды. Осадки бы очень помогли городу.
Климат атакует
Климат диктует Жанель КАРИНА, специалист по митигации портфеля проектов по изменению климата Программы развития ООН в Казахстане:
– Изменение климата усиливает эффект от интенсивного водопользования и приводит к снижению водности рек. Средняя годовая температура воздуха растет, зимой увеличивается количество и продолжительность оттепелей, уменьшается глубина промерзания грунта, талые воды уходят в почву и не наполняют реки. В результате теплой затяжной весны вода испаряется и вместо того, чтобы прийти в водохранилища, попадает в атмосферу. Режим рек меняется.
Также причинами дефицита водных ресурсов являются природные условия, ведь 90% стока рек приходится на весенний период. Играет свою роль уменьшение стока с территории сопредельных государств (более 44% стока формируется именно там), а также чрезмерное безвозвратное водопотребление на орошение, потери воды из-за испарения.
Ухудшает ситуацию зарегулированность рек. Множество водохранилищ приводит к росту испаряемости. Яркий пример – река Урал. Ее уровень за последние пять лет упал в три раза, а 23 августа 2020 года жители нескольких районов Уральска остались без питьевой воды.
Казахстан начинает испытывать нехватку водных ресурсов, и по прогнозам, к 2040 году может столкнуться с существенным их дефицитом в объеме до 50% от потребности. По приблизительным подсчетам это около 12 млрд м3 по стране. В настоящее время дефицит водных ресурсов, по данным среднемноголетней водности, достигает 6,6 млрд м3 и ощущается практически на всей территории Казахстана. В засушливые годы уровень водообеспечения снижается до 60%.
Станислав НАМ, Самат КАРИМОВ, Евгения ЕРМАКОВА
Фото Сергея МИРОНОВА и Евгении ЕРМАКОВОЙ