Уже полтора года жительница Карабалыка не может доказать, что квартира, в которой она живет без малого 17 лет, принадлежит ей.
Оксана ПОЛИЩУК – женщина образованная, много лет работала бухгалтером, менеджером по госзакупкам. Но даже будучи специалистом, хорошо знающим законы, оставалась, прежде всего, женщиной, мечтала о семейном счастье. К тому же, признается сейчас, думала, что хорошо знает гражданского мужа. Похоже, её любовь была слепой.
Не было бы горя... купила дом
Точнее, обменяла свою «трешку» на полдома на земле (тоже трехкомнатную квартиру) по улице Урожайной в Карабалыке. Она переехала сюда в 2004 году, тогда еще с маленьким сыном. Оформить квартиру на себя сразу не смогла – нужно было согласие всех членов семьи бывших хозяев, а их сын уехал в Россию на заработки. Все друг другу доверяли, торопиться не стали. Через пару лет в жизни Оксаны появился гражданский муж – Дмитрий Бабушок. Стали жить вместе, оба работали.
Как раз в это время с заработков вернулся сын бывших хозяев.
– Он приехал на день или два, нужно было срочно переоформлять. А я как назло не могу найти удостоверение. Пришлось переписать квартиру на мою сестру Ирину. И жили себе дальше. В 2007 году сестра вышла замуж и уехала в Германию. В 2009-м ей нужно оформлять соцпособие, а для этого на ней не должно быть имущества. Она приехала, пошли к нотариусу. Переписывать жилье было очень дорого. Нам предложили вариант подешевле – доверенность с правом продажи. Потом ее муж устроился на хорошую работу, пособие уже стало не нужно. И вопрос на время отпал. А доверенность осталась, – вспоминает Оксана.
Кредит всё решит
В 2011 году истекал срок доверенности. Тем временем Оксана собралась делать в доме ремонт. На семейном совете решили взять кредит под залог дома.
– Гражданский муж уже начал пить. У меня зарплата небольшая, мне бы нужную сумму не дали. Решила переписать квартиру на мужа. Хотела, чтобы он почувствовал себя хозяином, призвать к ответственности. Да и он обещал, что не будет пить...
Однако кредит взять так и не удалось. А когда спустя несколько лет женщина решила-таки оформить жильё на себя, выяснилось, что и это уже не так просто. Сначала её гражданский муж должен был выкупить землю под домом, а только потом что-то переоформлять.
– Цена земли на тот момент – на 2012 год – была триста с лишним тысяч тенге. Это огромная сумма, у меня такой не было. Дмитрий всё сильней пил. Он и забыл уже, что дом на нем, – рассказывает героиня. – В 2015 году я его выгнала. В феврале 2019-го позвонил мне пьяный: «Готовься, хозяин сказал, что дом больше не твой».
«Хозяин»
Вскоре Оксана от знакомой узнала, что Бабушок в сопровождении своего приятеля посещает госорганы и оформляет земельный участок под ее домом. Ей стало понятно, что все это грозит продажей квартиры за ее спиной. Женщина пыталась выйти на Дмитрия, чтобы попросить переоформить квартиру по справедливости – на нее. Однако не нашла мужчину.
– Сельчане говорили, что он работает у Наримана Манапова. Его он и называл «хозяином», он и помогал с оформлением. На какой почве они могли сдружиться, никто не понимает. Манапов его выгонял, потом назад принимал, – говорит Оксана.
До суда дошли
Ничего не оставалось, как искать справедливости в суде. Первый судебный процесс прошел в 2020 году. Женщина просила поровну поделить квартиру – признать ее общим долевым имуществом. Она доказала: в этой квартире живет с 2004 года, задолго до отношений с Дмитрием. Это подтвердили соседи, бывшие собственники и квитанции по оплате за электроэнергию, которые женщина к счастью для себя хранила столько лет. А ее сожитель в суде утверждал, что Оксана все эти годы проживала с ним как арендатор, потому что он сам якобы купил у нее эту квартиру за 2,7 млн тенге.
– Его родители на суде сказали, что дали ему денег (два миллиона), и он якобы купил у меня это жилье в 2009 году. Поэтому оно на него и переписано. Сам Дмитрий сказал, что еще занял у Манапова 500 тысяч тенге, а 200 накопил. Но все прекрасно знают, что он пил все это время.
Документы, подтверждающие сказанное, мужчина так и не предоставил. Родители не смогли четко пояснить, откуда они сами взяли такую крупную сумму. И суд отнесся к их показаниям критически. Более того, судья вынуждена была делать замечания: пенсионеры отвечали то, что им кто-то подсказывал «за кадром» (процесс проходил онлайн).
Задолжал?
Согласно судебным документам, Нариман Манапов проходил свидетелем со стороны Бабушка. И даже словом не обмолвился, что занимал Дмитрию деньги на покупку квартиры. Зато Бабушок проболтался, что должен Манапову крупную сумму – то ли за разбитую машину, то ли за что-то еще. Бабушок не скрывал, что оформил на Манапова доверенность на распоряжение спорной квартирой.
Установил районный суд и то, что бремя содержания квартиры все годы несла именно Оксана – оплачивала коммунальные услуги, налоги. В итоге районный суд пришел к выводу: жилье фактически находится в собственности обоих. Но постановление апелляционной коллегии облсуда женщину ошарашило: показания свидетелей не являются безусловным доказательством возникновения равных прав на спорную квартиру, как и совместное проживание, материальные вложения, оплата коммунальных услуг и налогов. То есть нет оснований для возникновения общей собственности...
Тогда Оксана потребовала в Карабалыкском райсуде признать сделку купли-продажи между Бабушком и сестрой Ириной недействительной. Но подобные требования вправе предъявлять только уехавшая в Германию сестра. И она предъявила. Снова отказ: неоплата стоимости договора – не основание для признания сделки недействительной. Плюс срок исковой давности – 3 года. Ирина намерена обжаловать это решение в апелляционной коллегии. Надеется, что это поможет сестре.
Руки опустились
Сейчас Оксана Полищук проживает в доме вместе с сыном, снохой и внуком, которому полтора года. С любовью и грустью показывает не облагороженные в этом году грядки. «Не высаживала огород, не делаем ремонт – руки опустились», – вздыхает женщина. Бывший сожитель общается с ней только через «хозяина». Если так дальше пойдет, женщина вместе с детьми может оказаться на улице. Полдома на Урожайной – их единственное жилье.
Обратная сторона
Ни с Дмитрием Бабушком, ни с Нариманом Манаповым нам поговорить не удалось. На том конце провода гудки или сброс звонка. По словам Оксаны, она получает угрозы с номера телефона, по которому общалась и с бывшим сожителем, и с его приятелем Манаповым. Мужской голос грозит выселить ее из квартиры: «Ты за сына своего не боишься?», «Я тебе сказал: Диму ты не кинешь. Отжать у него ничего не отожмешь. Вещи собирай в чемоданы, и всё», «Ты ему кто? Жена? Собрала вещи и пошла вон оттуда!». Женщина вспоминает, что осенью прошлого года, когда она и сын были на работе, в ее дом зашли Манапов, Бабушок и участковый. Об этом Оксане по телефону рассказала испуганная сноха, которая в это время была дома с годовалым ребенком. Когда Полищук приехала на помощь, «гости» объяснили свой визит тем, что пришли описывать имущество. Сама же Оксана уверена – хотели лишний раз запугать.
Нужна объективность
Римма БЕКТУРГАНОВА, председатель Альянса женских сил Костанайской области:
– Мы обязательно поможем Оксане Полищук. В клубе женщин-лидеров Карабалыкского района уже готовят ходатайство для суда. Члены этого клуба отлично знают ситуацию. Будем следить, чтобы вопрос рассмотрели объективно. Психологическую поддержку женщине уже оказываем.