Находится она в селе Москалёвка Аулиекольского района. Ее хозяйке 75 лет, но она до сих пор воодушевленно ухаживает за огромным огородом, выращивает столько овощей и ягод, что хватает на всех – и семье, и односельчанам. А еще бережет необычный дом-музей – память о муже.
Владимир – Евфалия
Замираю перед входом – сказочный домик с яркой верандой притаился в тени разлапистой ели. Дорожку к дому обрамляют густые поросли дикого вишарника. Во дворе тень и прохлада. На стене табличка: «Дом образцового порядка». На двери дома еще одна: «FASENDA майора милиции Криворотько В.П.».
Он и есть автор этой таблички – первоцелинник, член партии, ветеран МВД, уроженец гоголевского Миргорода, большую часть жизни проживший в Москалевке. Владимира Павловича нет уже семь лет. Теперь дом и огород, в которые вложена часть души супруга, бережет его жена Евфалия Павловна. На табличке их имена тоже вписаны, внизу: «Владимир – Евфалия».
Заворачиваю за угол дома и столбенею в изумлении. Я сказала «домик»? Не-ет, это домище. Но не менее сказочный – огромный, с яркими ставнями и дверьми, с расписными калитками, беседкой и дорожками, увитыми виноградом, с огромным участком – соток двенадцать, а то и больше. Глаза разбегаются – то ли на ухоженный огород смотреть, то ли на дом с самолетом на карнизе, с барельефами Ленина и другими элементами атрибутики СССР на деревянных фронтонах крыши.
Смотрю сначала на дом. Евфалия Павловна рассказывает, что супруг собирал элементы наследия Союза – не мог смотреть, как символы ценностей большей части его жизни отправляют на свалку. Вот и сделал что-то вроде музея. Дома хранил еще старинные телефоны, катушечные магнитофоны, статуэтки вождей. Теперь супруга хранит.
Счастливый жребий
Хозяйка трудится на огороде – мы с неожиданным визитом. Вмиг скрывается в доме, возвращается через пять минут в образе настоящей фазендовладелицы – нарядное платье, аристократическая шляпка. Смеется: вот такой должна быть хозяйка фазенды!
– Какое у вас имя необычное – Евфалия! – дивлюсь. Она рассказывает, что имя сибирское. Отец сибиряк. Да только в Казахстан ее семья не из Сибири приехала. В 1918-м дед попал в Китай – перегонял скот, да так и остался за границей. Вернулись в Казахстан только в 1956 году, Евфалии тогда десять исполнилось.
А Владимир Криворотько приехал в Казахстан на целину после армии. Когда отслужил, не знал, какой путь выбрать: мог вернуться на родину в Миргород, остаться служить в Кёнигсберге или уехать на целину. Решить не смог, положился на жребий. Выпал Казахстан. Жребий оказался счастливым – тут он встретил красивую, работящую и бойкую хохотушку Фалю. Ей было 17, ему 25. С той поры вместе.
Две дочери у них, им уже за пятьдесят обеим. В Костанае живут. Постоянно приезжают к маме, зять помогает весной справляться с огородом – перепахивать такую площадь самостоятельно даже такой энергичной даме, как Евфалия Павловна, не под силу. Хотя она печи, к примеру, сама топит. В огромном доме на двух хозяев (когда соседи уехали, Криворотько их половину приобрели, сделали дом огромным, красивым, своим полностью) две печи. Нужно каждый день протапливать по 2-3 ведра угля. Тяжело ведь?
– Не-е! – задорно отвечает хозяйка. – У нас дом хороший! Зимой тепло в нем, летом прохладно. А топить нетрудно. Дрова и уголь вот уже запасла на зиму.
Про семьдесят пять и ягодку
Что за прелесть клубника с грядки! Нежный аромат прогретой щедрым солнцем ягоды наполняет рот тягучей слюной предвкушения, сочная и плотная сладко-кислая мякоть с мелкими семечками похрустывает на зубах... Помогаю собирать клубнику, наслаждаясь приятным бонусом командировки. Евфалия Павловна нагнулась рядом – ловкие руки шустро ворошат листья, выискивая ягоды, параллельно рассказывает про свой огород.
У нее молодой высокий голос, звонкий смех. Словами сыплет бойко, задорно. «Семьдесят пять – баба ягодка опять! – смеется. – У меня сестра на 11 лет младше, в городе живет, так не может нагнувшись работать. А я могу сутки стоять «рачками»! И спина не болит, и голова не кружится!»
Стоять над грядками приходится действительно весь день – такой масштаб! Для «отдыха» переключается на то, чтобы носить воду и поливать. И снова сгибается. Такая зарядка. «Меня дочка в город зовет все! – снова смеется. – Но что я буду в четырех стенах делать? Зачахну сразу. А так 75 мне, я бегаю!».
Огромный огород поражает аккуратными грядками со всеми возможными в наших широтах овощами, корнеплодами и клубнеплодами. Все это перемежается клумбами пышных пионов, ровными, ухоженными кустами малины, яблоньками, елями, дубками. Возле забора вишневый сад, по периметру стелется виноградник.
– Черный виноград, – рассказывает Евфалия Павловна. – Урожайный. Один год 80 ведер собрала. 15-литровых! А вишни сколько! В этом году жара ее кончила, дождя нет, большинство ягод упало. А в позапрошлом году 70 больших эмалированных ведер собрала, в прошлом – 100. Никто не верил. Это еще я отгородила часть участка, раньше он больше был. Не успеваю сама, без мужа. Теперь в отгороженной части куры ходят. В этом году взяла 100 цыплят.
В этом хозяйстве масштабы всегда большие. Часть овощей-ягод Евфалия продает своим же односельчанам, но большую долю урожая перерабатывает – себе, детям. Любит экспериментировать, пробовать рецепты из Интернета. К примеру, не только классическое вино из винограда делает, но и ликер из тыквы, например.
Пенсионерка показывает грядки, рассказывает, что семена только свои, не доверяет покупным. И удобрениями химическими не пользуется. Как для себя от хворей у нее народные рецепты, так и для земли все только естественное. Что в нее вложишь, то и получишь.
Если у вас на примете есть дачники- огородники, чей опыт удивляет, восхищает и однозначно вызывает интерес, сообщайте о них на редакционный WhatsApp «КН» 8-777-442-11-22.