Презентация книги «Александр Бородин. От первого лица» собрала в Костанае самых близких людей героя. Друзья и коллеги Александра Ивановича, говоря о книге, постепенно переходили к личным воспоминаниям. Получился теплый интересный творческий вечер.
Голос героя
Анатолий Ермолович в своем авторском предисловии объяснил, почему выбрал для повествования форму монолога. Говорят, что лучше самого человека о его жизни никто не расскажет. И случилась любопытная вещь: узнаваемый индивидуальный стиль Анатолия Григорьевича после вступления вдруг ушел на задний план и послышался голос героя. Ермолович избежал соблазна приукрасить живую речь Бородина, и не осталось сомнения, что «километры диктофонных записей» легли на мелованные страницы, выражаясь юридическим языком, as is – как есть. Таким образом герой стал соавтором книги, и дело тут не в упомянутой в предисловии ответственности за каждое слово и каждый факт. Дело скорее в обаянии рассказчика, которого (и это хорошо слышно) Александру Ивановичу Бородину не занимать.
Журналисты знают: качество интервью зависит не от того, как ты подготовился и какие вопросы придумал. Львиная доля успеха – в личности интервьюируемого. Когда герою есть что рассказать, когда он умеет это делать. И ты включаешь диктофон, расслабляешься и получаешь удовольствие. Думается, что работа над книгой, хоть и длилась полгода, доставила немало радости. Это угадывается в стремительном воздушном тексте, легко рассказывающем о сложных, порою драматических событиях.
Книга для своих
На издателя Валентину Захарченко после выхода книги обрушился шквал звонков. Люди искали книгу, желали ее купить, доказывали свое право прочесть ее – круг друзей и знакомых Александра Бородина велик. Валентина Ивановна объясняла, что «От первого лица» не для продажи. Тираж ее даже по современным меркам мал – 200 экземпляров. Она написана для самых близких людей, часть из которых была приглашена на презентацию.
Хороший читатель не тот, кто хвалит. Самый полезный и самый лучший читатель – тот, который критикует, въедливо проверяет факты, имеет свою точку зрения. Сканирует текст, но не для того, чтобы злопыхать за спиной, а чтобы, например, поспорить с автором, с чем-то не согласиться. И такая критика – как бальзам на душу автору. Потому что это не дежурное: «Прочитал. Неплохо».
Борис Павлович Князев, известный в стране аграрий и общественник, не рассыпался в дифирамбах. Он устроил книге подробный разбор. Не ругал, но высказал мнение, что и где можно подправить. Мало ли. Желающих прочесть книгу хоть отбавляй. Вдруг выйдет переиздание.
Гауез Торсанович Нурмухамбетов еще в процессе чтения. Это объяснимо: у первого заместителя акима области свободного времени не то чтобы немного, его порой нет. Но страницы жизни Бородина знакомы ему не из книги: знает Александра Ивановича еще по спортивной молодости.
Не глянцем единым
События жизни стремительны. Семьдесят лет в одну книгу не втиснуть. Поэтому «Александр Бородин. От первого лица» – книга быстрая, лаконичная, емкая. Хорошо структурирована, сказал бы редактор. Богато иллюстрирована, заметил бы визуал. Да, к изданию не придраться: ни в полиграфическом, ни в содержательном плане.
Сегодня многие пишут книги: о времени, о себе. Мелованный глянец стал стандартом. Есть фолианты, весящие килограмм и более. Только не все из этого хочется взять в руки, не то что читать.
Совместный труд Анатолия Ермоловича и Александра Бородина не проиграл бы даже в скромном исполнении, будь проще бумага или менее детальны фото. «Богатая на свершения жизнь – интересная книга» – это не новая формула. О чем бы ни говорилось в этой честной повести: о спортивной карьере велогонщика или делах аграрных, о первой и единственной любви или о взаимоотношениях с властью – наискосок, методом быстрого чтения ее не прочесть. Вкусная книга, в которой смешались и пьянящий вкус побед, и горечь утрат и несправедливости. Все ингредиенты настоящие. Читайте на здоровье.