Обсуждаем темы: 1. Дискриминация при вакцинации. 2. Игра со спичками.
Эксперты:
1. Бексултан ТУТКУШЕВ, депутат Сената Парламента РК I-III созывов, кандидат медицинских наук (г. Нур-Султан).
2. Петр СВОИК, политик, экономист, кандидат технических наук (г. Алматы).
Б. ТУТКУШЕВ: «Бероев совсем не «героев»
– Бексултан Серикпаевич, пандемия – безусловное зло, вакцинация – безусловное добро, но вот нашла коса на камень. Добровольно прививаться далеко не все хотят, а принудительно встречают в штыки, «шьют» дискриминацию, если непривитых куда-то не пускают и даже обещают отстранить от работы. К примеру, российский актер Егор Бероев появился на публике с шестиконечной звездой, ныне символизирующей память о жутких временах. Каким комментарием отозвались бы лично вы – как врач и как политик?
– Является ли Бероев в моих глазах героем? Я считаю, что кощунство стало одной из граней поведения нынешних «героев». Никто его насильно не заставляет вакцинироваться, под дулом пистолета не ведет на прививку. Но он может принести инфекцию на сцену театра или в студию, где минимум 200-300 человек друг с другом контактируют. Поэтому, Бероев, сиди дома, среди людей ты опасен. Известные личности, или считающие себя очень известными, дали себе право командовать определенными массами, передавать им свое плохое настроение, выставлять себя напоказ: должно быть, как я хочу, а по-другому я не хочу, поэтому и вам не советую, не одобряю, я вот такой весь из себя.
– Каким путем идет Казахстан? У нас «агитаторов и главарей» поменьше?
– В Казахстане есть обязательная вакцинация и есть добровольная. На сегодняшний день в мире пока никто никого не заставляет делать прививки, комиссары с маузерами не ведут несогласных в лагеря. Но при этом каждый должен подумать о том, что происходит со всеми нами. Самолеты не летают, поезда и автобусы дальнего следования на приколе, миллионы и миллионы людей остаются без работы и без средств к существованию. Весь курортный, ресторанный, туристический, торговый бизнес, откровенно говоря, второй год пропадает. И главная причина – это коронавирус. Поэтому самое демократическое в мире государство принимает меры к тому, чтобы бесплатно вакцинировать граждан за счет бюджета. Британский премьер Борис Джонсон, помним, в самом начале сказал: нет никакого коронавируса. Демонстративно, без маски, делал покупки в магазинах. И тем не менее понял, что без масок, без ограничения в пространстве бороться с инфекцией не получится.
– Все другие тяжелые болезни померкли на фоне пандемии?
– В том-то и дело, что не померкли. Но пострадала система здравоохранения – люди с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, и даже с родами, получили ограничение доступа к оказанию медицинской помощи. Медицинские организации забиты больными с ковид, которых тоже нужно спасать. Сегодня мы говорим, это не чума, коронавирус. Но если государство принимает решение, оно должно исполняться. Никто не заставляет человека прививаться, но его не пускают в некоторые общественные места без QR-кода. И это правильно.
В Казахстане вообще трагедия для артистов – тоев нет, они остались без денег. Конечно, речь не о куске хлеба. Ну а что делать? В конечном итоге мир должен понять, что нельзя устраивать бесконечно праздники с поводом и без повода. Нужно жить рационально, беречь себя, семью, соседей, коллег. Вот поэтому «геройские» демарши, да еще с трагической символикой прошлого, называю кощунством и провокацией.
П. СВОИК: «Все ищут, где бы победить»
– Петр Владимирович, 23 июня британский эсминец «Дефендер» был повернут вспять российскими пушками и бомбами, когда близко подошел к берегам Крыма. Оценки разные. Но сколь опасны эти игры? Мы были в шаге от войны?
– Войны между Россией и Украиной или там между Россией и Англией и НАТО не ожидаю, хотя инциденты в Черном море будут продолжаться, и возможно, даже множиться. Война – способ резко ускорить те процессы, которые созревают между государствами или внутри государств. Но войны нынешнего века гибридные, военная составляющая в них не главная. А процессы хотя и наметились, они еще далеко не закончились. Война могла бы их ускорить, но участники, любая из сторон, опасаются прибегать к такому острому средству.
На самом деле предметом конфликта являются границы тех будущих валютных, экономических и социокультурных зон, по историческим швам которых они разойдутся. Например, пока не ясно, где пройдет граница между Евразийским и Европейским союзами. Война не главный способ это выяснить. По версии самой Украины, хорошо бы установить границу по ее восточным территориям. Чтобы Украина стала экономической частью Евросоюза и военной – НАТО. Такой вариант предполагает резкое ослабление России. Тогда Донбасс и Луганск снова с Украиной, и уж если Россия настолько ослабнет, то и Крым вернется. Но это маловероятная, мягко говоря, развязка. Поэтому украинская версия не сработает.
– Человечеству важнее общий мир, чем исход тяжбы Украины с Россией...
– Не совсем так. Граница между ЕС и ЕАЭС волнует очень многих. Ее пунктир замысловат. Но процесс этот не быстрый. Рискну предположить, что военная развязка если кого и устроила бы, то только Россию. Но для нее, если идти на военный конфликт, абсолютно необходимо, чтобы начала другая сторона. Чтобы с той стороны была не просто провокация, а безусловное начало военных действий, чтобы она оказалась в глазах мира отвечающей стороной.
Примерно так случилась в свое время война в Грузии. Теперь другая сторона никогда не пойдет на провокацию, выгодную России. Нюанс в том, что Россия вовсе не собиралась оккупировать Украину. В войнах нынешнего века оккупация абсолютно не нужна, это лишняя трата ресурсов. Достаточно показательно разгромить вооруженные силы противника, заодно с подвернувшимися натовскими кораблями. Чтобы ускорить политический кризис и, так сказать, процессы созревания.
– Не утешает. Байден с Путиным согласились, что победителей в случае войны не будет.
– Это обычная дипломатия. А реальность такова, что все ищут, где бы победить. Возьмите Британию: утратив свое имперское величие еще по итогам Второй мировой войны, она вынуждена была участвовать в европейских интеграционных процессах, хотя держалась там немножко особняком, и в конце концов откололась от ЕС. Пошла своим курсом. Но им, англичанам, нужен какой-то свой ареал, с которым они бы сотрудничали, а по старой памяти и возглавляли. Сейчас им пока совершенно нечего возглавлять, они себя ищут, в частности активничают с Украиной, может быть, потихонечку подберут под себя всю Восточную Европу. С Трампом это было невозможно, а Байден, может, и позволит вести Лондону свою игру в Европе.
Поэтому инцидент произошел именно с английским, а не с эсминцем под каким-то другим флагом. Короче, случись война, Россия проявила бы свою военную мощь. Но той стороне это зачем? Опасаться именно горячих конфликтов не стоит.
Фото yugmbk.media