Талибы возвращаются к границам Средней Азии. Есть ли риски для Казахстана?
Обострение
Тема становится все более актуальной. В конце июня случилось событие, которое привлекло особое внимание. Ожесточились боевые действия на границах Афганистана и Средней Азии. Когда афганские талибы, оттеснив правительственные войска, захватили таможенный переход Шерхан – Бандар на таджикско-афганском приграничье, почти две сотни афганских пограничников в поисках убежища пересекли границу Узбекистана и Таджикистана.
Эксперт Института мировой экономики и политики Жумабек Сарабеков считает, что такой новостной фон усиливает опасения многих, в том числе в Казахстане, относительно безопасности региональных границ. Ведь, получается, переходу афганских коллег через границу никто не воспрепятствовал.
Подмога
«Высказываются мнения, что после захвата власти в Афганистане талибы перейдут в наступление в северном направлении и попытаются дестабилизировать страны Центральной Азии», – говорит эксперт. Насколько это реально? Кому выгодно представлять ситуацию именно так?
Прежде всего, утверждают политологи, представлять негативные последствия ухода международных сил из Афганистана выгодно правительству этой страны. Ведь для стабилизации ситуации многие государства из года в год выделяли огромные финансовые средства. А Казахстан считается крупнейшим донором Афганистана среди стран Центральной Азии. Он оказывает помощь уже свыше десяти лет.
В июле 2008 года Афганистан получил почти два с половиной миллиона долларов на проекты по строительству школы, больницы, дороги. Помог продовольствием и 50 миллионами долларов для обучения более тысячи афганцев в своих вузах. Сейчас в Казахстане обучается около 750 человек из этой страны, в том числе около сотни полицейских и пограничников. Обучались врачи. Эта госпрограмма будет продолжена. В октябре 2016 года правительство РК выделило в фонд Афганской национальной армии два миллиона долларов.
Зачем?
Политолог Досым Сатпаев убежден, что по большому счету у Казахстана нет рычагов влияния на ситуацию. Тогда зачем напрягаться?
Еще в 2014 году на международной конференции в рамках ОДКБ представитель Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Центральной Азии Сабер Азам утверждал: одна из привлекательных стран для афганских беженцев может быть экономически благополучный Казахстан. Но есть и другая опасность, которая с годами никуда не делась. В том же 2014 году, когда только замаячил выход сил НАТО из Афганистана, КНБ Казахстана отмечал: сотни выходцев из республики воюют на стороне разных террористических организаций, в основном в Афганистане.
Нельзя сбрасывать со счетов и наличие наркотрафика из этой страны, и возможное проникновение религиозных экстремистских и террористических идей. Идея Талибана создать на всей территории Туркестана единое исламское государство, где бы царствовали законы шариата, никуда не делась. Хотя с годами, с учетом мирового протестного движения, талибы говорят о смягчении таких законов. Но надо ли в принципе все это Казахстану?
Политологи делят государства по их отношению к ситуации в Афганистане на два клуба: пессимистов и оптимистов. Казахстан входит в клуб оптимистов. О том, что республика не расценивает ситуацию в Афганистане как катастрофическую, в свое время заявил еще Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев. Казахстан участвует во всех международных совещаниях, где обсуждается эта тема. В октябре 2019 года в Нур-Султане прошел круглый стол ОБСЕ по проблемам Афганистана.
Интересы
Тот же эксперт Института мировой экономики и политики Жумабек Сарабеков полагает, что на формирование нынешней повестки обсуждения дел в Афганистане большое влияние оказывают геополитические интересы региональных игроков. Кого конкретно? Конечно, это Россия и Китай. Первая – в рамках ОДКБ, ведь в членах организации Таджикистан и Киргизия. Второй – в рамках Шанхайской организации сотрудничества, где Китай – один из крупных игроков. В ШОС входят Таджикистан и Узбекистан, непосредственные соседи Афганистана.
Звучат упреки: Китай и Россия намеренно преувеличивают афганскую опасность, чтобы показать свою значимость. Смахивает на политические комплексы, но... Вот и США оставляют за собой возможность оперативного вмешательства на случай критического ухудшения обстановки в Афганистане. Это им нужно для балансирования интересов остальных игроков на афганском политическом поле.