Газета поговорила с Наурзумским заповедником.
Моисеев
Эта полоса называется «ЧиЖ» – «Человек и животное». Для меня такой человек – Александр МОИСЕЕВ. Он всю жизнь прожил на природе – в экспедициях. Я называю его Робинзоном. Наурзумскому заповеднику 90 лет. Дату отмечают этим летом. Для меня реликтовое место ассоциируется с Александром Петровичем. Он есть живое, человеческое воплощение заповедника. Для меня. И я, получается, поговорил с заповедником.
Александр Моисеев – таксидермист, естествоиспытатель, самый давний работник Наурзумского заповедника. Александр Петрович ведет жизнь отшельника. Когда я был в его доме, рядом с ним жили только скворец, щегол и старая кошка.
Просыпается в три часа утра и начинает работать. Делает чучела из птиц и животных. Монтирует фильмы о природе (он ставит в заповеднике фотоловушки). Ведет наблюдение за гнездами. Родился Александр Петрович в 1941 году, но близок к современным технологиям. Имеет моноблочный ПК Dell, доступ к Интернету, читает книги в ebook Reader. Я был поражен этим человеком – его глубиной, наблюдательностью, самим образом его жизни.
Эволюция
Александр Петрович показывает мне видео, записанное им случайно.
– Так, про сурков мы уже смотрели. А вот аммофила – я увидел ее возле дверей гаража. Аммофила – роющая оса. Для того чтобы отложить яйцо, она вырывает вертикальную норку с расширением. Затем оса находит гусеницу, ударами жала парализует каждый сегмент ее туловища, втаскивает в норку и откладывает на нее яйцо. Участь гусеницы незавидна. Вскоре из яйца появится личинка и начнет медленно поедать свою жертву, не затрагивая жизненно важных органов. А теперь смотрите – видите, рядом с осой, которая закапывает норку, появилась муха-тахина.
– Да, вижу.
– Наблюдайте за ней. Видите, тахина подлетает к норке и... выстреливает личинку в мусор, которым оса закрывает вход. Теперь личинка тахины по запаху должна найти парализованную гусеницу раньше, чем из яйца выйдет аммофила. Если это случится – личинка осы погибнет от голода.
– И это видео вы сделали случайно?
– Да. Ревматизм, сидел на солнце возле гаража с разбухшими коленками. Читал книгу и нечаянно заметил эту сценку.
– Это удивительное видео. Наглядно показывает, какие они хитрые – сначала выследить аммофилу, а затем терпеливо ждать... Это, может быть, разум?
– Разум, наверное, здесь ни при чем. Если брать земляных ос – ими руководит серия жестких команд, сформированных эволюцией.
– А может быть, человек тоже подчиняется серии жестких команд? Просто этих команд больше. Ну вот вырастает, женится, заводит детей, просыпается, чистит зубы, в определенное время идет на работу по одному и тому же маршруту, вечером возвращается. Выходит на пенсию, умирает. Программа.
– Мне трудно сказать. Я никогда не работал по часам – приходить к восьми, сидеть до шести. Ни одного дня в своей жизни я не провел по этому графику.
Девиз
Я заволновался, когда в справочной мне сказали, что номер на абонента Моисеева в Караменды не зарегистрирован. Хотя раньше я получал эту справку. Все же нашел номер – были короткие гудки. Я звонил и звонил, и вот наконец голос.
– Я очень рад слышать вас, Александр Петрович. Как вы живете?
– Ничего. Водопои копаю. Фотоловушки ставлю.
– А для чего копать водопои? Озер в Наурзуме много.
– У животных свои территории обитания. И некоторые живут далеко от воды. В степи молодняк умирает от жажды нередко. Например, кабаны очень не любят солнца – живут в тени.
– Помните, мы говорили о том, что природа контролирует численность популяции. Стало много сайгаков – вот тебе мор. Теперь они в Красной книге. Может быть, и человеку ковид пришел по этому принципу? Просто мы умные и придумали антибиотики, лекарства. Избегаем законов природы.
– Кто знает? Читал, что в середине века нас на Земле будет уже 10 миллиардов.
Александр Петрович сказал мне, когда я был в гостях, что счастлив, и поделился своим девизом: «Смотреть, слушать, узнавать и не гоняться за желаниями».
Поздравляю, Александр Петрович, с юбилеем. У вас, как и у заповедника, в этом году тоже круглая дата. Человек-заповедник.
Фото из архива Константина ВИШНИЧЕНКО