Мир взорвало сообщение об использовании израильской шпионской программы для потенциального взлома смартфонов высокопоставленных лиц, журналистов и общественных активистов из разных стран. В списке 50 тысяч номеров. Около двух тысяч казахстанские.
Представляет интерес
Автором расследования называют Центр по исследованию коррупции и организованной преступности. Важное уточнение: появление в списке не означает, что человек был окончательно взломан. Но очевидно, что он представляет интерес для клиента шпионской программы. И тут самый главный вопрос: кому могла быть продана израильская программа, кто этот клиент?
Программу Pegasus для слежки за смартфонами, по мнению международных расследователей, использовали и авторитарные режимы, и демократические правительства. Клиентами израильской фирмы NSO Group, разработавшей шпионскую программу, были правительства Азербайджана, Бахрейна, Венгрии, Индии, Индонезии, Мексики, Марокко, Руанды, Саудовской Аравии, Того, ОАЭ. Называется и Казахстан.
Кто определяет репутацию?
NSO Group после скандала на фоне опубликованного расследования все отрицает. Эта частная фирма заявляет, что продажу программы иностранным государствам контролирует Минобороны Израиля. И что ее программное обеспечение предназначено для использования против преступников и террористов, доступно только военным, правоохранительным органам и спецслужбам из стран с хорошей репутацией в области прав человека.
Кто определяет такую репутацию и можно ли обойти эти условия, если речь идет о больших деньгах? Однозначного вызывающего доверие ответа на этот вопрос нет. Однако, если такая программа может использоваться военными и спецслужбами с благими для общества целями, нет и гарантий, что ее не будут использовать гораздо шире.
Предлагают поверить в это
В «казахстанском списке» телефонов, которые могли быть взломаны через программу израильской компании, самые высокопоставленные лица: не только богатейшие люди республики, но и президент, премьер-министр – нынешний и предыдущий. Правда, все они попали в список не сегодня, а гораздо раньше, когда занимали другие должности.
Франция уже заявила, что будет разбираться. Ведь есть официальные заявления на этот счет французских подданных, чьи имена оказались в обнародованном списке. В том числе в так называемом казахстанском, где обнаружилась фамилия французского активиста Квентина Гиймена.
В Казахстане официальных заявлений и опровержений по поводу использования шпионской программы нет. Судя по публикациям в казахстанских СМИ, ответ на уровне пресс-служб разных ведомств пока один: абсурд, из мира фантастики! Короткий комментарий дал лишь первый замруководителя Администрации Президента (бывший министр информации и коммуникаций) Даурен Абаев телеканалу «Хабар»:
– Нам дали довольно интригующую информацию без каких-либо доказательств и предлагают нам поверить в это. По-хорошему, в этот список можно включить кого угодно и таким образом посеять зерна сомнений в стране. Мне кажется, тут нужно придерживаться принципа разумного скептицизма.
И действительно, сложно комментировать то, о чем точно ничего не известно. С 2013 года, когда шокирующий анализ кибератак со стороны ведущей мировой державы США провел небезызвестный Эдвард Сноуден, эта тема постоянно становится предметом обсуждений на международном уровне. И нынешний шпионский скандал не первый и, надо полагать, не последний.