Поверив, что дома подключат к газу, жители райцентра Денисовка убрали печки и теперь мерзнут.
Дети болеют, женщины колют антибиотики, старики ходят по дому в валенках, а мужики поневоле стали Кулибиными – мастерят установки, чтобы обогреть дома. Ежемесячные счета за электричество из-за использования обогревателей идут на десятки тысяч тенге. Люди ждут газа и дрожат не только от нетерпения.
Без печи
До пенсии супругам Мазницыным осталось всего несколько месяцев. Говорят, что это самые холодные месяцы в их жизни. Почти 200 тысяч тенге, уже вложенных в монтаж системы отопления, заморожены.
В доме Мазницыных еще с осени все готово к переходу от печного к газовому отоплению. Для этого, рассказывают они, пришлось выкинуть печь. Люди говорят, что поверили властям, которые обещали, что газ дадут до Нового года. Теперь в небольшом доме стоит пять обогревателей разного калибра и года выпуска, и еще масляная батарея. Все эти электроприборы нагоняют температуру до +10-12 градусов и наматывают по счетчику 35-40 тысяч тенге ежемесячно. Это больше половины зарплаты акушерки Галины Викторовны и на 10 тысяч больше, чем получает сторож стадиона Николай Васильевич.
Везде холодильник
Алтын Кудайбергенова, соседка Мазницыных по замерзающей улице с горячим названием Кавказская, тоже встретила нас в валенках, снимает их дома только перед сном. Пенсионерке Алтын Молдагалиевне неизвестна сложная ситуация с реализацией проекта по газоснабжению райцентра. Она прочитала об этом однажды короткую заметку в местной газете. Женщина и еще десятки жителей нескольких улиц Денисовки говорят, что власти с народом не встречаются и ничего не объясняют. А ведь люди, однажды поверив, демонтировали печи, Кудайбергенова еще и ремонт сделала. Теперь от перепада температуры обои покрылись плесенью, руками их лучше не трогать. Ванная комната, как в городе – с новыми унитазом, ванной, умывальником. Теперь это музейные экспонаты. Смотреть можно, руками не трогать, да и бесполезно: газа-то все равно нет, греть воду нечем.
На кухне у Кудайбергеновой и других денисовцев, ожидающих газа, холодильники отключены. «Зачем? У нас кругом сплошной холодильник, а в коридоре морозильная камера!» – стучат зубами сельские жители. «Раньше внуки к нам постоянно приходили, теперь не ходят, и правильно. Дочь даже зовет перезимовать у нее», – рассказывает Алтын Молдагалиевна.
Изо рта у нее идет густой пар, у нас тоже, и мы спешим покинуть холодный сельский дом, чтобы оказаться в теплом автомобиле.
Болеть подано
Куда не зайти – примерно одна история. Старики потратили на газовую разводку деньги, отложенные на похороны, молодежь брала потребительские кредиты в банках. Мерзнут все одинаково. «Вон, смотрите, дома закрыты, люди на зиму ушли. Кого родственники, кого друзья приютили», – говорит без трех месяцев пенсионерка Галина Мазницына.
Ради детей мужики Кулибиными становятся. Вадим Блохин ухитрился сделать то, к чему свой агрегат разработчики «Сигнала» явно не готовили. «Сигнал» – газовый котел, который ждет своего часа в доме Блохина. Пока не подключили централизованное газоснабжение, Вадим умудрился подсоединить к «Сигналу» обычный газовый баллон. Всё теплее четырехлетней дочери Насте и одиннадцатилетнему Диме. Одни сутки – один баллон. Он стоит 1300 тенге. Чтобы не замерзнуть, семья взяла кредит в банке – 200 тысяч тенге.
Платят сразу по двум кредитам и соседи Хабидуллины. Супруга Алтын только два дня как закончила курс уколов. Таблетки и микстуры уже не помогали победить простуду. И это только начало. Так без ложного оптимизма нам сказала фармацевт аптеки, к которой протоптана тропинка в ждущем газа районе поселка Денисовка. Ирина Акопян говорит, что чуть позже начнут сказываться последствия холодного пола – будут, например, воспаления мочеполовой системы, пневмония, бронхит. Опять расходы для сельского жителя: «Уролесан» стоит 1300 тенге, «Фитолизин» – 1000.
Неизвестность
Обо всех своих страданиях денисовцы кратко изложили в письме, адресованном в редакцию «КН». Десятки жителей райцентра просят от властей ответ на один вопрос: когда подключат газ? Люди утверждают, что сходы с населением – редкость. А когда был последний – по очень важной, государственной, но не газовой теме – граждан попросили не задавать лишних вопросов.
Заместитель акима Денисовского района Тимур Рамазанов сначала сообщил нам уже известную от жителей поселка информацию: подрядчики смогли приступить к работе только в июне минувшего года. А затем добавил, что и сам не знает, когда будет газ! Мол, заказчики не они – областное управление энергетики.
– Но вы же местная власть, почему же с населением не ведете разъяснительную работу?
– Мы будем говорить об этом с населением.
– Уже середина зимы. А раньше почему не разъясняли людям ситуацию?
– Все выяснилось только в декабре. Мы думали, что до Нового года завершат (работу по подключению. – Прим. авт.).
Таким образом, сколько еще мерзнуть жителям нескольких десятков домов Денисовки, неизвестно. Мы продолжим эту тему в одном из ближайших номеров «КН».