Пчелы принесли редактору информационного вещания радио «КН» Константину ДОЛЖАНСКОМУ в этом году около пятнадцати кило меда. «Это то, что можно измерить, – говорит новоявленный пчеловод, – все остальное в этой сфере понятия вне математических координат».
– Мой отец занимался пчеловодством, постоянно брал меня на пасеку, когда я был ребенком. Но я был больше сторонним наблюдателем, которому показывали, что и как надо делать, – вспоминает радийщик.
И вот недавно один из друзей предложил ему на пару заняться пасекой. Жена подначивала. Компаньоны купили четыре пчелиные семьи, с оборудованием помогли друзья. Они же взялись рассказать новичкам о секретах пчеловодства. Первый итог – те самые 15 кг майского меда.
– Четыре семьи ни в коем случае не бизнес, скорее проба пера. В более широком смысле – способ доказать, что детство прошло не зря и знания, которые в тебя вкладывал отец, не пропали. Поэтому стараюсь получить удовлетворение от процесса, прибыль в этом случае вторична. Работа на пасеке с таким мизерным хозяйством занимает где-то час, остальное время – это природа на расстоянии вытянутой руки, единомышленники и понимание, что где-то на тебя в эти минуты работают тысячи «сотрудников» (шутка), – говорит Константин.
Есть еще одна причина, по которой пчеловодство в нашем регионе остается только хобби. Чтобы превратить пасеку в источник дохода, необходимо вложить в нее большие деньги. Дело это рискованное, так как медоносы могут не зацвести, погода – резко испортиться. При этом государство не спешит поддерживать субсидиями столь важную отрасль сельского хозяйства. А значит цена, которую пчеловоды просят за литр добытого меда, – условная величина и далека от справедливой.
Из-за пасеки Константин в этот год реже выезжает на рыбалку – это еще одно его увлечение. Здесь, конечно, безопаснее, так как рыбы, в отличие от пчел, не жалят.
– Стараюсь выезжать на рыбалку хотя бы раз в две недели. На днях за два-три часа поймал двухкилограммового зеркального карпа, в другой раз – две щуки. Весной с товарищем поймали три мешка карася, из которых довезли только один. Рыба не стала дожидаться, когда ее вытащат, опрокинула садок и уплыла. Пришлось ловить по-новому, а потом раздавать друзьям и знакомым, – вспоминает собеседник.
По словам Константина, и пчеловодство, и рыбалка для него активный отдых. «Я не представляю себя неподвижно лежащим на пляже под солнцем. Зато заехать куда-нибудь в глушь, желательно с гарантией возвращения из нее – запросто!» – говорит коллега.
Станислав НАМ
Фото из архива К. ДОЛЖАНСКОГО