101 год назад 16 августа родился наш легендарный земляк Леонид БЕДА. По воле судьбы наша сегодняшняя героиня 71-летняя Надежда НИКИФОРОВА выросла в доме, где жили родители дважды Героя СССР. И ей есть что рассказать. От первого лица.
Кто я?
Не знаю, кто мои настоящие родители. По документам я родилась 1 января 1950 года. А уже в ноябре меня удочерили Владимир Алексеевич и Наталья Ильинична Авдюшенко. Это были замечательные люди, очень душевные, никогда меня не обижали.
Сколько себя помню, росла я в доме родителей дважды Героя СССР Леонида Беды, Марии Антоновны и Игнатия Яковлевича в Костанае. Жили они в доме недалеко от здания бывшего сельхозуправления, в котором сейчас находится редакция «КН». На месте дома в данный момент детский сад. Помню, как взрослые сажали яблони недалеко от вашего здания. А внутри него когда-то был кинозал. Часто туда бегали.
Я даже не знала, почему мои родители живут в доме бабы Мани и деда Игната. Я так их всегда называла. Для меня это было нормально и естественно, другого я и не знала. Как и того, что мои родители приемные. Узнала уже, когда мама умерла. Через три дня правду сообщила соседка. До этого я, тогда уже 31-летняя, даже не догадывалась. Что-то о себе найти старалась, но в архивах лишь сказано, что мое имя Надежда Чайкина. И кто знает, может так написали в честь Лизы Чайкиной. Уже никто не выяснит правды.
Родители
Больше всего благодарна за то, что меня вырастили в любви и ласке. Дом был поделен на две части, в одной из которых жила наша семья. Но мне можно было передвигаться хоть куда.
Мои родители поженились в 1933 году. Мама родила ребенка в 1935-м, но он умер. Других детей не было. Как и у всех тогда, жизнь их была нелегкой. Папа прошел всю войну, от и до. Из сохранившихся фотографий вижу, что награжден несколькими орденами, участвовал в Сталинградской битве. Вернулся только в 1946 году. Сохранились военные фото, он высылал их маме, а на обратной стороне написано: «Только Тале». Так он ее называл.
Помню, когда приезжал дядя Леня, то они с папой на улице много разговаривали о войне. Но я не понимала сути. Видела лишь, что эти разговоры очень важны. Папа был шикарным человеком и чистюлей. Все по полочкам, хоть на работе, хоть дома. Ну а мама моя была всегда занятой, много работы по дому и вне его. Помню немного, что она уезжала на курсы бухгалтерские, а я отпускать не хотела, меня держала баба Маня. Я ударила ее нечаянно, потом ссадина была. И у мамы моей интересная семья. У нее было две сестры, одна из которых тоже воевала, причем в Японии. Из рассказов их я знаю, что она даже убила самурая.
Деда и баба
С ними я проводила больше всего времени. У них было шестеро детей, но выжили только старший и младший, Леонид и Николай. Они переехали, так что внуков своих деда и баба видели очень редко. За жизнь может быть несколько раз. Поэтому они меня считали своей внучкой. Хотя я помню Николая, когда мы еще росли в одном доме. Ему было, может, 15 лет. Помню его подростком. А недавно решила его найти, он еще жив, слава Богу. Живет в Киеве. Мне обещали найти его WhatsApp.
Баба Маня была совершенно безграмотной, в отличие от деда. Бабушка умела невероятно вкусно готовить. Делала крохотные пельмени, вкуснейшие! Как они у нее получались, до сих пор не пойму. Любила запекать что-то в русской печи. Остались в памяти бочки большие, в которых она солила огурцы и даже арбузы. Потом все это спускали в погреб, куда я наведывалась и по разрешению, и без.
Когда мне говорят, что я очень добрая, я всегда говорю, что это качество мне передала баба Маня. Помню, как я сидела с ней, мы смотрели телевизор, а она гладила меня по волосам. Больше такого доброго человека я и не вспомню. Мама иной раз что-нибудь приготовит, а я говорю: «У тебя невкусно, пойду к бабушке».
Деда баловал меня. Я уже рассказывала вам, как он решал за меня математику, ему это нравилось. А я и довольна, потом убегала играть. Даже когда отчитывали меня, все было по-доброму. Как-то деда говорит: «Если не доешь, я за пазуху тебе налью суп». Я испугалась, убежала и спряталась под кровать. Притаилась, когда услышала шаги деда. И потом смеялась, что он пошутил.
Позже бабе и деду дали другое жилье, они переехали, когда мне было тринадцать. Но связь с ними мы держали всегда. Бабушка умерла после того, как сломала бедро. Раньше это был неоперабельный случай. Я ухаживала за ней. Когда умирали родители, приезжали и дядя Леня, и Николай.
О «дяде Лёне»
Мне было лет пять – шесть, когда я поняла, что это именно он, Леонид Беда. Тогда я почему-то запомнила его жену, Клару Андреевну. Она произвела неизгладимое впечатление своей красотой. И халат у нее был шикарный! Помню, как накрывали богатый стол, черную и красную икру!
Запомнилось, как мне велели следить за его сыном Леней, чтобы никуда не залез. А я не проследила, и он упал в бочку с водой. Досталось за это.
Главное воспоминание о нем – как дядя Леня взял меня на прогулку. Это центр города и он чуть ли не главный мужчина здесь. Идет, на груди ордена, солнце светит. И мне так гордо с ним идти за руку! Отлично запомнила тот момент, потому что я гордилась собой, и казалось, что все смотрят и завидуют.
Не помню, чтобы к семье было особенное внимание. Единственное, как-то мы провожали дядю Леню, нового аэропорта еще не было, просто времянка. И там нас всех завели в какую-то депутатскую комнату, вели беседы. А я сидела и ничего не понимала. Кроме того, что это большое событие.
После мы виделись, к сожалению, только по трагичным поводам.
О Петре Черныше
В доме семьи Беды постоянно были гости, посетители, родственники бесконечно приезжали. Благодаря этому я знакома со многими известными и хорошими людьми. Удивительно, сколько интересных знакомств мне дал этот дом. Ведь там же я узнала о Петре Черныше, которого теперь знают как поэта и летописца. Мы вместе играли. Решила позвонить ему накануне визита в «КН». Долго с ним беседовали, с женой. Вспоминали детство.
Он вспомнил, как в Москве встретил дядю Леню. Говорит, что это была одна из самых радостных и невероятных встреч в его жизни. Я не сомневаюсь, потому что это две большие личности.
О том, как сложилось
Я в итоге стала мамой троих детей, двух сыновей и дочери. К сожалению, в 2017 году в мир иной ушел мой старший сын. Так, я не буду плакать... Если заглянуть на мою страницу «Одноклассники», то я веду альбомы о четырех мужчинах, которых похоронила. Это дед, отец, супруг и сын.
Второй мой сын ведет небольшой бизнес. Дочь занимается полиграфией. Недавно благодаря «КН» нам в дом, в Дружбе (пригород Костаная), провели безлимитный интернет. И дочке по работе лучше, и внукам нравится, и мне хватает. Я ведь современная бабушка, все понимаю. Люблю общаться по электронной почте и WhatsApp.
О главном
Благодарна судьбе за то, что я жила именно в этой добрейшей семье. Я действительно считаю, что такие патриоты и герои, как дядя Леня, могут выйти только из такой доброй и честной семьи. Поэтому я стараюсь всегда поделиться своим опытом и историей. Даже мои школьники-внуки уже одноклассникам рассказали, что их бабушка знала Героя.
Огорчаюсь, когда вижу, что кто-то смотрит на бюст дяди Лени, а в глазах пустота. Они не знают, о ком идет речь. Поэтому, пока я живу, буду рассказывать внукам, пусть даже и в четыре года. Очень боюсь, что о героях забудут. Этого допустить нельзя.
Самат КАРИМОВ
Фото Константина ВИШНИЧЕНКО и из архива героини материала